Почему обострилась ситуация в Карабахе? Основной азербайджанский лейтмотив — добиться ухода из Карабаха российских военных и по сути окончательно оформить политическое решение Карабахского вопроса.
Почему именно сейчас? Потому что Россия занята на Украине и не будет готова открывать второй фронт военных действий. Есть предположение о том, что официальный Баку после двух недель военной операции на Украине стал исходить из того, что Россия завязла там на долго и можно воспользоваться моментом. При этом Баку даже не сдерживает, подписанная 22 февраля в Москве Декларация о союзнических отношениях между РФ и Азербайджаном. Эта декларация для России была своего рода гарантией того, что Азербайджан не будет создавать головную боль для России на Южном Кавказе, пока будет идти военная операция на Украине.
Но тем не менее, взрывается газопровод, начинаются периодические обстрелы армянских деревень и параллельно идет нормализация армяно-турецких отношений. Азербайджанские власти в открытую поддерживают Украину (вспомните о готовности поставлять бензин), вся подконтрольная властям пропаганда наращивает антироссийскую истерику и представляет ситуацию так, как будто Россия уже проиграла. Не удивлюсь, если в будущем узнаем, что азербайджанские боевики и военные инструкторы самым активным образом воевали на стороне украинских властей.
При этом именно в эти дни становится очевидным, что для официального Еревана может быть приемлемо обсуждение статуса Карабаха в составе Азербайджана, армянские власти только на 16-й день после подрыва газопровода дают политическую оценку гуманитарной ситуации в Карабахе, а также накаляют антироссийские настроения, критикуя российские вооружённые силы и качество российского вооружения, представляя российский миротворческий контингент в Карабахе как недееспособный механизм.
Читайте также
В целом, у российской стороны может сложиться понимание, что идет ее целенаправленное вытеснение из Карабаха. По сути конфликтующие стороны своими действиями или бездействиями подставляют Россию, а она может воспринять это как предательство. Именно такое поведение станет поворотным для будущей российской политики на Южном Кавказе. Не для того она вводила войска в Карабах и создает существенную инфраструктуру там, чтобы поддаться неразумному поведению своих партнеров по трехсторонним заявлениям.
Думаю, многие понимают, что решение о начале военной операции на Украине является самым судьбоносным решением для всей политической элиты современной России и особенно Президента Путина. Начиная ее они понимали все риски и потенциальные последствия, но тем не менее начали и уж точно не остановятся, пока не добьются нужных для себя результатов.
Так вот, когда Россия оформит политический формат “новой” Украины, она, по всей видимости, займётся всерьез Южным Кавказом и диалог здесь будет сложным. Сложным, потому что коллеги оказались ненадежными партнерами, со всеми вытекающими последствиями.
Армен ГЕВОРКЯН
Председатель комиссии НС РА по региональным вопросам и вопросам Евразийской интеграции