«Речь идет об одном базовом праве — праве на самоопределение, а другие «права и свободы», к сожалению, могут быть защищены и без статуса независимого государства»: собеседница «Аравот» — бывший член Армянской делегации в ПАСЕ Наира Карапетян.
– Россия вышла из Совета Европы, в контексте геополитических событий не исключено, что РФ покинет и ОБСЕ: по крайней мере, такие опасения есть. Каковы будут последствия, поскольку Минская группа ОБСЕ, являющаяся переговорным форматом по арцахскому вопросу, была единственной площадкой, где сверхдержавы сотрудничали без разногласий?
– Давняя напряженность между Россией и Западом вступила в фазу ощутимых резких шагов, и выход РФ из Совета Европы был достаточно сложным шагом с политической точки зрения. С 2014 года, когда Европа открыто обвинила Россию, назвав присоединение Крыма к России аннексией, с тех пор не получалось никакого политического диалога между Россией и Западом: мнения сторон, аргументы воспринимались в одностороннем порядке, и в считающемся колыбелью демократии Совете Европы любое мнение, отличающееся от повсеместной русофобии, начали считать моветоном, а те, кто его выражали – выпадали из «большой демократической семьи». Естественно, что эта практика не слушать друг друга в итоге привела к резким событиям, которые и привели к этой войне. К войне между Западом и Россией, которая происходит на территории Украины. Что же касается возможного выхода России из ОБСЕ, то, конечно, это будет для нас весьма проблематичным, тем более что в сложившейся ситуации Армения нуждается в «перезапуске» деятельности сопредседательства Минской группы ОБСЕ, так как переговорного процесса в последнее время просто нет.
С выходом России, если этот формат окончательно не перестанет существовать, то может измениться состав стран, и это опять-таки содержит множество вызовов. Не будем забывать, что одним из заветных желаний Турции является смена сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Однако я надеюсь, что в том наборе инструментов, который Россия применила к Европе, объявив о выходе из всех структур Совета Европы – ПАСЕ, Комитета министров, ЕСПЧ, даже упоминалось, что будут сделаны оговорки к Конвенции о правах человека и основных свободах, если к этому добавить и то, что Россия платила в бюджет Совета Европы довольно крупную сумму, полагаю, что в качестве месседжа Европе, перечисленного будет достаточно, чтобы сохранить членство в ОБСЕ.
Читайте также
– Вопреки озвучиваемому из Баку мнению, и США, и Франция заявили, что не считают арцахский вопрос решенным. России также невыгодно такое решение, более того, в интересах России навсегда заморозить конфликт, чтобы иметь постоянные рычаги воздействия на Армению и Азербайджан. Поэтому какое развитие событий, какие решения возможны?
– Для мирного и проармянского урегулирования арцахского вопроса, прежде всего, необходимо четко сформулировать позицию армянских сторон, четко представить наши интересы, обозначить красные линии. К сожалению, правящая партия, которая должна фактически представлять интересы двух армянских государств в переговорном процессе, в последнее время делала ужасающие заявления, вплоть до возможности обсуждения статуса Арцаха в составе Азербайджана. Недавние заявления США и Франции, а также присутствие России в нашем регионе, безусловно, преследуют интересы своих стран, но мы должны иметь достаточно навыков, чтобы маневрировать в этой ситуации и получать благоприятные для нас результаты. Арцахский вопрос не закрыт, не все потеряно, во-первых, при грамотной работе со странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а также с другими важными международными организациями все еще можно добиться успеха. Однако нынешнее правительство не является той силой, которая приведет нас к единственно выгодному решению арцахской проблемы – признанию его независимости, как минимум, в бывших границах НКАО. Не хватает воли, навыков и, возможно, желания тоже.
– «…Упомянутые в предложении пункты в полной мере не отражают всю повестку существующих проблем. Для армянской стороны принципиальным и основополагающим является четкое гарантирование прав и свободы арцахских армян, окончательное уточнение статуса Нагорного Карабаха. «Для нас нагорно-карабахский конфликт — это не территориальный вопрос, а вопрос прав», — сказал министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, отвечая на вопрос касательно пяти пунктов, которые Азербайджан берет за основу нормализации отношений с Арменией. Следовательно, согласно Арарату Мирзояну, в этих предложениях для правящей в Армении власти нет ничего неприемлемого. Насколько серьезно это возражение армянской стороны, которое, по сути, отражает армянскую повестку дня?
– На протяжении многих лет мы сражались на двух фронтах — дипломатическом и военном, в «костюмах» и «бушлатах» ради одной цели — реализации права народа Арцаха на самоопределение и международного признания Республики Арцах на основании этого права. Утверждение министра иностранных дел о том, что «нагорно-карабахский конфликт является для нас не территориальным вопросом, а вопросом «прав», вызывает сильную обеспокоенность, особенно в свете послевоенной ситуации, когда многие населенные пункты в Республике Арцах непосредственно оккупированы Азербайджаном — Шуши, Гадрут, Талиш, Матагис, ряд сел в Мартакерте, Аскеране, Мартуни, и этот список, к сожалению, большой.
Данный вопрос , действительно теперь стал и «территориальным», и формулировка касательно «прав» мне непонятна. Речь идет об одном основном праве — праве на самоопределение, а остальные «права и свободы», к сожалению, могут быть защищены и без статуса независимого государства. Министр иностранных дел – государственный чиновник, который должен быть внимательнее к каждому произнесенному слову, мимике. Более того, один из пяти пунктов, рассекреченных Азербайджаном, предполагает «исключение территориальных претензий друг к другу в будущем», и это требование должно быть законодательно закреплено. Получается, что Азербайджан даже закрывает любую возможность поднимать в будущем вопрос Арцаха. Аргумент о том, что Арцах не имеет ничего общего с территориальной целостностью Азербайджана (что действительно имеет место при правильном изложении исторических фактов и событий), кажется, теряет свою силу в отношениях между Арменией и двумя победившими турецкими государствами.
– «Ощутимых договоренностей достигнуто не было, но стороны подтвердили, что продолжают диалог без предварительных условий, преследуя цель действительно открыть границы. В тактическом смысле между сторонами есть разногласия, но на устном уровне мы оба подтверждаем, что конечным результатом является открытие границ. В этом контексте мы также обсудили вопросы, чтобы облегчить жизнь наших соотечественников, работающих в сфере торговли», — сказал Арарат Мирзоян, объясняя результаты своего участия в Дипломатической форуме в Анталье, после чего подвергся критике и насмешкам в Армении. Необходимо признать, что установление дипломатических отношений и разблокирование коммуникаций — это не протурецкая политика, тогда в чем же обвиняются нынешние власти?
– Цель участия Армении в Анталийском дипломатическом форуме мне непонятна, так как у нас там не было своей повестки дня, например, не было публичных заявлений о военных преступлениях Турции и Азербайджана, упоминаний об оккупации Арцаха, выражения обеспокоенности по поводу уничтожения историко-культурного наследия на перешедших под азербайджанский контроль наших территориях. Не было обвинений о том, что эти две страны применили запрещенное оружие в ходе 44-дневной войны, вербовали иностранных наемников, бомбардировали мирное население, не возвращают военнопленных.
Если целью была встреча с министрами иностранных дел нескольких стран, то эти встречи можно было бы провести в другом формате или в другом месте. Ничего не буду говорить об эффективности этих встреч, однако если говорить о встрече с Мевлютом Чавушоглу, то вопреки утверждению Мирзояна о том, что процесс продвигается без предварительных условий, глава МИД Турции, например, отметил, что Армении было предложено принять 5 предложений, представленных Азербайджаном. Не будем забывать, что именно Турция разорвала дипломатические отношения с Арменией, закрыла дороги, и сейчас для восстановления ставит перед нами предусловия. Я глубоко убежден, что пока Турция и Азербайджан не привлечены к ответственности за свои военные преступления на международной арене, вести с ними переговоры о любом «мире» означает добровольный отказ от международного наказания за преступления, совершенные этими странами против нас.
– Есть мнение, что оппозиционные круги манипулируют и генерируют пропагандистские трюки касательно возможности стать вилайетом Турции, тем самым подталкивая Армению к Союзному государству России и Беларуси. Кстати, власти четко заявили, что у них нет повестки вступления в какой-либо союз, а оппозиция не возражала против членства Армении в Союзе. Такое впечатление, что суверенитет Армении выставлен на торг. Нет ли третьего пути — сохранения независимого государства?
– Я не думаю, что какая-либо политическая сила манипуляциями может добиться успеха или поддерживать этот успех в течение длительного времени. Но фактом является и то, что сейчас в нашем регионе конфликтуют только интересы России и Турции, и в сложившейся ситуации Армения не предпринимает никаких шагов для повышения собственной субъектности и веса. Это политическая аксиома, что побежденная сила и лидер, подписавший капитуляцию, должны уйти, иначе их не услышат в серьезных кругах. Конечно, есть и третий вариант: нужна новая, сильная, сведущая, патриотичная и профессиональная власть. Нам нужно договариваться с Западом, нам нужно договариваться с Россией, нам нужно возвращать политический вес. Было время, когда я лично была свидетелем того, как нас представляют в том же Совете Европы после вступления в ЕАЭС и в результате правильного диалога с Европой, как хороший пример комплементарной политики.
– В последнее время в Армении, похоже, наблюдается новая тенденция: различные оппозиционные силы вместо того, чтобы консолидироваться, начинают обвинять друг друга. К сожалению, сложилось впечатление, что оппозиция поддержала эту власть, чтобы она воспроизвела себя на досрочных выборах 2021 года, и сейчас продолжает выступать за сохранение власти. Что должно делать общество в этой ситуации?
– Естественно, понятно, что эти внеочередные выборы лишь укрепили позиции правящей партии, иначе она наверняка исчерпала бы себя к следующему году – к очередным выборам. В связи с этим нужно было сделать все, чтобы эти выборы не состоялись. Но, с другой стороны, нет гарантии, что если бы оппозиционные силы бойкотировали и не участвовали, выборы не были бы инсценированы с участием «карманных партий». Мы живем в классическое «беспорядочное время», и социальные разногласия, во многих случаях недоверие и безразличие, разрушительны для нашего суверенитета. В такие времена просто непростительно быть бывшими, нынешними бывшими, черными или белыми: сейчас мы должны быть однозначно армянами или не армянами, хозяевами своей земли, своей страны и государства или же слугами других сил. Мы обязаны позаботиться о нашей стране.
Интервью — Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
25.03.2022