«Мы будем вести переговоры лучше, чем действующая власть»: это пока единственное обещание оппозиции
«Это борьба за родину, а не за власть», «Никол должен уйти, потом мы постараемся разобрать оставленную им разруху»: эти лозунги носят политический характер. Оппозиция поставила перед собой цель смены власти, поэтому борьба оппозиции является политической, потому что требование смены власти не может быть неполитическим, более того, этот процесс связан с внешнеполитическими процессами вокруг Армении.
9 мая в ходе беседы с журналистами в Ераблуре «Аравот» передала экс-министру обороны, лидеру фракции «Айастан» Сейрану Оганяну позицию Эдмона Марукяна и первого президента РА Левона Тер-Петросяна. Они, в частности считают, что сейчас не самое время для смены власти, позиции Армении в переговорном процессе станут слабее, на что Сейран Оганян ответил, что «власти могут использовать это движение во внешней политике, сказав, что наш народ еще не сломлен, есть дух борьбы». Согласно С. Оганяну «Государство может использовать дух нашей борьбы в международных отношениях». Поэтому даже оппозиция осознает, что не только они посылают внешние сигналы в центры за пределами Армении, но и Пашинян может использовать внутриполитическую борьбу как в отношениях с государствами-партнерами Армении, так и в переговорах с Азербайджаном и Турцией. Другой вопрос, насколько нынешняя власть в Армении способна использовать эту «возможность» во благо Армении.
9 мая член фракции «Айастан», вице-спикер НС Ишхан Сагателян впервые выступил с более или менее политическим текстом, представив идеи и принципы оппозиционного движения, отвечая на критику о том, что у оппозиции нет программы. Ишхан Сагателян уже неоднократно заявлял: «Мы не говорим, что приходим к власти, чтобы объявить войну Турции и Азербайджану, прекратить переговоры».
Несколько дней назад он отметил. «Когда международное сообщество видит, что страну представляет преклонивший колено, побежденный лидер, с ним начинают говорить таким образом. Мы говорим, выход есть, он возможен и новой войны он не принесет. Мы никогда не говорим, что приходим, чтобы объявить войну Турции и Азербайджану, прекратить переговоры или начинать новую войну. Наоборот, мы говорим, что приходим к власти, чтобы обеспечить достойный мир. Никол говорит, что у нас нет армии, международное сообщество чего-то хочет от нас, и все кончено. А мы говорим, что в очень сложных ситуациях на протяжении всей нашей истории, я часто привожу пример 1992, 1998 годов, наш народ доказывал, что можно не уступать и мирно развиваться. Вы говорите, что это невозможно, а мы говорим, что возможно». То есть, какими будут шаги оппозиции, когда они придут к власти, это будет эффективное управление, восстановление и укрепление армии и вооружений?
Несколько дней назад Ишхан Сагателян признался, что оппозиция не собирается отказываться от заявлений подписанных Пашиняном и переговоров, которые он ведет. Заявления хоть и неприемлемы для них, но они уже являются фактом, как сообщает «Азатутюн», сказал он. «В связи с 9 ноября мы сказали, что это установленный факт, но неприемлемый для нас. Знаете что, мы должны помешать Николу довести до конца эту капитуляцию. Мы не будем провоцировать войну. Мы не прекратим переговоры с Турцией и Азербайджаном, не объявим войну, но мы не пойдем на эти переговоры и не скажем им — «что вам нужно?», а мы действительно пойдем и будем защищать интересы нашей страны».
Читайте также
9 мая в ходе общенационального митинга движения «Сопротивление» на площади Франции Сагателян также затронул тему армяно-турецких отношений, отметив, что они исключают любое соглашение, которое поставит под сомнение факт геноцида армянского народа, а также их право быть носителями армянского духовно-культурного наследия. Касаясь темы формирования временного правительства, он отметил: «Сразу же будет сформирована переговорная группа на выском уровне, которая будет вести переговоры с Азербайджаном и, в случае необходимости, и сТурцией не из-за страха, поражения или протурецкой позиции, а исходя исключительно из наших национально-государственных интересов. Проведут переговоры с четкой и проработанной концепцией. Группа, которая никогда не опустит планку ни в одном национальном вопросе. Должен также отметить, что сокращение роли российских миротворцев, дислоцированных в Арцахе, недопустимо».
Это общие положения, для реализации которых нужны предпосылки, благоприятная атмосфера и разработанные программы. Оппозиция до сих пор говорит, что они будут вести переговоры с Азербайджаном и Турцией, но не с тех позиций, с которых ведет Пашинян, то есть будут вести переговоры лучше, чем нынешняя власть. Пока неясно, например, как оппозиция будет включать вопрос о статусе Арцаха в повестку дня армяно-азербайджанских переговоров, если учитывать подписанные до сих пор трехсторонние заявления Пашиняна, в которых не упоминается статус Нагорного Карабаха. Более того, Россия, главный спонсор этих заявлений, ожидает от Армении и Азербайджана выполнения достигнутых договоренностей: делимитации и демаркации границ и подписания мирного соглашения.
Судя по использованию атрибутики мероприятий, организованных в Ереване 9 мая, от размахивания российскими флагами до использования быквы «Z», все делается для того, чтобы Россия не только заметила российскую направленность ярой политической борьбы, но и должным образом оценила ее.
А исключает ли оппозиция, что первым бенефициаром борьбы оппозиции в Армении может стать Москва, которая может просто пойти на очередную «сделку» с Пашиняном, в результате которой может быть подписан очередной трехсторонний документ Армения — Азербайджан – Россия, а оппозиции намекнут из Кремля : достаточно, Армении сейчас нужна «стабильность».
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»,
12.05.2022