Трикстер — герой мифологии, фольклора, литературы, который может быть богом, полубогом, человеком или человекоподобным существом, отличающимся от других людей какими-то экстраординарными способностями, возможно, «тайными знаниями», он применяет свои уловки (tricks) – для нарушения принятых правил игры и демонстрации необычного поведения. Такой герой существует в фольклоре практически всех народов. Среди таких фольклорных персонажей, пожалуй, наиболее узнаваемы для нас итальянец Пульчинелла или русский Иванушка-дурачок.
Но чтобы лучше понять, давайте посмотрим на главных героев известных литературных шедевров. Пользуясь классификацией российского литературоведа Дмитрия Быкова, перечислю основные характеристики литературных «трикстеров». Возьмите Дон Кихота, Шерлока Холмса и Остапа Бендера. Все трое умирают по середине «жизненного пути», а затем возрождаются. Двое из них физически, а третий (Холмс) блуждает в «ментально-виртуальном» мире. Почему? Потому что одну и ту же уловку нельзя повторить в одном и том же месте.
Важнейшей особенностью вышеперечисленных «трикстеров» является то, что у всех троих есть верные друзья, которые значительно глупее их, и главные герои регулярно учат их уму-разуму. Зачем нужны Санчо Панса, доктор Ватсон и Шура Балаганов? Кого они воплощают? Я думаю, что они олицетворяют нас, читателей. Ведь мы тоже не знаем, к какой уловке прибегнет главный герой, к чему это приведет. Их «оруженосцы» — неосведомленные массы, задающие не очень мудрые вопросы, и фокусничество раскрывается через диалог между «оруженосцами» и главными героями.
Теперь попробуем ответить на следующий вопрос: а кто же армянский «трикстер»? Понятно, что это не Давид Сасунский: приключения «трикстера» не могут быть стопроцентно серьезными, в этих историях обязательно должны присутствовать элементы жанра имитации (пародии), иронии, сатиры. Нашим«трикстером», на мой взгляд является Храбрый Назар. Он тоже отправляется в путешествие, сталкивается с различными приключениями (опять же подражание рыцарскому роману) и любой своей неудаче умудряется найти такое объяснение, что все кажется вполне «героическим». А где верный , но не очень умный «оруженосец» нашего Храброго Назара? Мне кажется, что поскольку мы народ небольшой, то в одном герое суммируются оба качества — «тайные знания» и наивное недоумение.
Читайте также
В пьесе Дереника Демирчяна жена Храброго Назара -Устиян в конце «выводит главного героя на чистую воду». Но это, мне кажется, советский «моралистический» эпилог. У Туманяна все намного естественнее, и видно, что Храбрый Назар не такой уж и глупый. «Говорят, и по сей день живет и царствует Храбрый Назар. И когда при нем заходит разговор о храбрости, об уме и великих способностях, он посмеивается: « Какая там храбрость, какой ум, какие еще способности?! Дело в везении. Везуч человек — и пируй себе!..»
Арам АБРАМЯН