О том, что останки и трупы солдат, погибших в ходе 44-дневной войны, хранились в подвале Абовянского морга, широкой общественности стало известно 31 мая 2021 года, когда родственники опубликовали кадры, запечатлевшие ужасающую сцену через страничку социальной сети «Луйси чраг». Тела в полиэтиленовых пакетах были брошены на пол. По этому поводу Министерство здравоохранения РА сообщило, что фрагменты тел прошли соответствующую идентификацию. Министр Анаит Аванесян принесла извинения.
Однако в ходе предварительного следствия стало известно, что Центр судебно-медицинских исследований Минздрава Управления судебно-медицинских экспертиз Котайкского марза прекратил производство по уголовному делу о ненадлежащем хранении останков и трупов павших военнослужащих. Адвокат Гарик Галикян подал жалобу против решения органа, осуществляющего производство, которая была отклонена прокурором Котайкского марза. Жалоба Галикяна против постановления прокурора и следователя была рассмотрена сегодня в суде общей юрисдикции Котайкского марза.
Гарик Галикян обратил внимание суда на то, что факт хранения трупов и останков солдат в ненадлежащих условиях и в ненадлежащем месте подтверждается фактическими обстоятельствами, тогда как в разъяснении следователя касательно прекращения производства по делу описанное противоречит фактическим обстоятельствам. А то, что именно описал следователь, Галикян прочитал: «Останки уже были найдены в видоизмененном, скелетированном, мумифицированном состоянии. Несмотря на отсутствие закона, определяющего условия хранения сотрудниками, передача из отдела судебно-медицинской экспертизы Котайкского марза осуществлялась в полиэтиленовых мешках на цокольный этаж, так как ситуация была форс-мажорной, и оставить их на улице при температуре 30-40 градусов не представлялось возможным… Судебно-медицинские эксперты, не имея установленной законом обязанности по хранению трупов и останков военнослужащих, организовали и провели не только экспертизу, но и позаботились о хранении и взятии проб. Их действия были направлены исключительно на признание фрагментов и возвращение их родственникам».
Гарик Галикян заявил, что следователь принял неправильное решение: «Свидетель по данному делу, представитель Минздрава РА Мгер Бишарян в своих показаниях сообщил, что, хотя в городе Мартуни и были бесплатные холодильные камеры, но с точки зрения расстояния передвигаться было неудобно фрагменты тел погибших с целью опознания родителей привозить в Мартуни, а затем снова отвозить. И условия подвала отделения судебно-медицинской экспертизы Котайкского марза не могли оказать отрицательного воздействия на фрагменты тел и трупы, которые изначально уже находились в стадии сильного гниения. Поэтому передача трупов и останков в Управление судебно-медицинской экспертизы Котайкского марза была не форс-мажором, а просто более легким вариантом, в результате чего удалось сэкономить человеческие и финансовые ресурсы. По словам Мгера Бишаряна, было целесообразнее хранить тела и останки в подвале без каких-либо условий – положенные одно на другое, чем перевозить их в город Мартуни, который находится в нескольких километрах. При этом, все было преподнесено как желание «обеспечить комфорт родителей». И это в том случае, когда каждый родитель рассчитывает на надлежащие условия для хранения тела своего сына, а не на то, что тело будут держать в подвале в неподходящих условиях для их собственного удобства.
Читайте также
Достойно внимания то, что, как цитирует Гарик Галикян, из 30 тел и фрагментов тел, хранящихся в подвале, были опознаны лишь 20, и об этом Мгер Бишарян заявил в своих досудебных показаниях. Гарик Галикян подчеркнул: «Возникает вопрос, а не проще ли было организовать перевозку десяти фрагментов, чем держать 20 тел, включая опознанные, в ненадлежащих условиях?» Более того, после того, как об этом узнали СМИ, тела были перевезены в город Мартуни, что также доказывает, что причиной была вовсе не форс-мажорная ситуация. Получается, что расстояние между Ереваном и Мартуни было «сокращено» после огласки в СМИ. Следователя удовлетворили одни лишь показания: никаких экспертиз по выяснению того, какое воздействие оказано было на тела и фрагменты тел в результате нахождения в подвале в течение нескольких дней, не проводилось. В данном случае было проведено неполное, необъективное и не всестороннее расследование. Необходимо провести надлежащее расследование. А прокурор повторил написанное следователем о том, что доказательств умышленного использования служебного положения кем-либо из сотрудников Центра судебно-медицинской экспертизы не имеется».
Гарик Галикян также подчеркнул, что некоторые родители обнаружили в указанном подвале тела своих сыновей, но орган предварительного следствия не счел нужным признать их потерпевшими. «Наша цель не в том, чтобы привлечь к ответственности сотрудника Центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава или любого морга. Наша цель – провести предварительное расследование и найти виновных. Министр здравоохранения заявил о своей халатности и извинился перед обществом и родителями. Это уже доказывает вину. А по заявлению следственного комитета, сотрудники, зная, что их условия не соответствуют условиям содержания трупов и фрагментов тел, приняли их и хранили. Кроме того, температура в помещении тоже не измерялась».
Суд принял решение отложить заседание до 3 августа, чтобы дополнительно изучить имеющиеся материалы уголовного дела. В этот день суд объявит, что удаляется в совещательную комнату.
Луиза СУКИАСЯН