Меморандум ЕС с Азербайджаном мало что значит. Его пять страниц больше похожи на длинный список начинаний, чем на твердые обязательства. Единственный элемент, который можно рассматривать как конкретное предложение, — это «стремиться поддерживать двустороннюю торговлю природным газом, в том числе с ЕС через Южный газовый коридор, на уровне не менее 20 миллиардов кубометров газа ежегодно к 2027 году».
Но и эта цель сформулирована уклончиво: Баку должен лишь стремиться к удвоению экспорта газа. Документ не обязывает его фактически это делать. Необязательный характер меморандума дополнительно подчеркивается его заключительным пунктом о том, что «ничто в Меморандуме о взаимопонимании не должно создавать каких-либо обязательных юридических или финансовых обязательств» для сторон.
Как отмечает эксперт по энергетике Дэвид О’Бирн, Азербайджан имеет ограниченные возможности для увеличения добычи и должен удовлетворять свои внутренние потребности. Чтобы удовлетворить эти требования, он заключил трехстороннюю сделку по обмену газа с Ираном и Туркменистаном. Так что, по иронии судьбы, успех сделки ЕС-Азербайджан в определенной степени зависит от продолжения реализации собственной сделки Азербайджана с Ираном – страной, которую США хотят исключить из международного энергетического рынка посредством своего агрессивного режима санкций.
Так что, несмотря на всю восторженную риторику фон дер Ляйен , подписанное соглашение не может серьезно облегчить энергетические проблемы ЕС. Наоборот, это была явная дипломатическая победа Ильхама Алиева, который видит в войне России в Украине возможность позиционировать свою страну как незаменимого партнера ЕС.
Читайте также
В качестве бонуса для Алиева фон дер Ляйен избегала любой критики общеизвестно плохой репутации Азербайджана в области прав человека и его негибкой позиции в отношении нагорно-карабахского конфликта с Арменией, в частности, отказываясь поддерживать даже ограниченную культурную автономию для карабахских армян — сам этот вопрос был корнем конфликта около тридцати лет назад. Молчание фон дер Ляйен по этим вопросам подверглось резкой критике со стороны ряда депутатов Европарламента , которые только в марте приняли резолюцию, осуждающую проводимую Азербайджаном политику уничтожения армянского культурного наследия в Карабахе, за которую проголосовало более 600 депутатов, и только 2 против.
То, что подобная критика вызвала раздражение в Баку, было видно из обращения Алиева с делегацией Европарламента, которая посетила Азербайджан на следующий день после пребывания там фон дер Ляйен. Алиев обвинил парламентариев в том, что они якобы действуют в интересах «армянского лобби».
Европейская комиссия может отмахнуться от критики, связанной с правами человека, как от неизбежной, хотя и достойной сожаления платы за практику реальной политики. В преддверии холодной зимы кто может возражать против того, чтобы в европейских домах было в первую очередь тепло? Тем не менее, если ради газа нужно пожертвовать «европейскими ценностями», это, по крайней мере, должно быть сделано в стране, которая может его обеспечить. Азербайджан, учитывая его максимальный потенциальный уровень, не считается таковым.
Напротив, Иран, еще одна богатая энергоресурсами страна с ужасной репутацией в области прав человека, мог бы сыграть гораздо более значимую роль, учитывая его гораздо большие запасы газа — вторые по величине в мире.
Эльдар Мамедов, политический советник социал-демократов в Комитете по иностранным делам Европейского парламента Эльдар Мамедов, опубликовал обширную статью в журнале Resposnibel Statecrafts.