По мнению ираниста Эммы Бегиджанян, заявление духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи на встречах в Тегеране с президентами России и Турции о том, что Иран не потерпит закрытия ирано-армянской границы и что ирано-армянская граница представляет собой тысячелетний коммуникационный маршрут, в первую очередь связанный с безопасностью Ирана.
На замечание «Аравот», означает ли это, что РА настолько ослабла, что ждет, так сказать, милости главы той или иной страны, в конце концов, что означает это заявление Эмма Бегиджанян ответила: «У нас в этом регионе есть общие интересы только с Ираном. Армения должна сотрудничать с Ираном. хотим мы этого или нет, понравится это США и Европе или нет. Все это учитывать необязательно».
Говоря конкретно о последнем заявлении Али Хаменеи, эксперт напомнила, что Иран во время каждой встречи заявлял, что выступает против такого коридора. «Более того, Иран предложил еще один вариант коридора. Но Турция и Азербайджан говорят, что мы хотим и то и другое. Они хотят обойти Иран, и если это произойдет, то самый надежный путь для Ирана – в Европу, Азию, лежит через Армению, с которой у него нет проблем. Вот почему Иран, независимо от того, находится ли он в сложной экономической ситуации, тем не менее очень чувствителен к своим национальным интересам, и это заявление не является заявлением о милости, они защищают свои национальные интересы. Насколько Армения будет сотрудничать, это другая сторона вопроса. Они работают исходя из своих национальных интересов. Армянская сторона должна воспользоваться этой возможностью и тесно сотрудничать с Ираном во всех сферах, особенно в этой».
По словам Эммы Бегиджанян, сейчас очень хорошее время для укрепления отношений с Ираном, потому что стали теснее и российско-иранские отношения.
В этом контексте Эмма Бегиджанян подчеркнула, что в следующем году в Турции выборы, и рейтинг Эрдогана упал ниже 30 процентов. «Эрдоган сейчас поставил перед собой два вопроса: открыть «Зангезурский коридор», нормализовать отношения с Арменией и решить курдский вопрос. Решив эти вопросы, Эрдоган может иметь серьезные козыри на выборах. Это также является причиной давления на Армению. А Иран гораздо глубже изучает ситуацию, президент Ирана, министр иностранных дел и другие официальные лица заявляют, что такого коридора быть не должно. А это уже высший уровень: это слова военно-политического и духовного лидера страны».
Читайте также
Мы поинтересовались, не является ли это предупреждением Ирана Азербайджану о том, что у него не должно быть больших амбиций и что Сюник воспринимается как неотъемлемая часть РА, — Эмма Бегиджанян ответила. «Да, именно предупреждение. Чавушоглу заявил в Тегеране, что мы одна нация, два государства. Поэтому Иран предупредил Турцию, что мы против нападения на север Сирии и предупредил, что ирано-армянская граница представляет собой тысячелетний путь сообщения. Такого резкого заявления он никогда не делал, хотя Иран также сказал: «Мы довольны тем, что Азербайджан освободил свои «оккупированные территории», но границу закрывать не следует».
В конце беседы мы спросили Эмму Бегиджанян, какими должны быть шаги РА, она ответила: «На нас оказывается давление с обеих сторон, но на нашей стороне находится мощное региональное государство, с которым наши интересы совпадают. Мы должны начать сотрудничество с Ираном по этому вопросу. Власти Армении тоже заявляют, что речь идет о снятии блокады, но сами по себе эти заявления не вызывают доверия у Ирана. Я не знаю, что они говорят на переговорах, но единственное для Армении – это сотрудничество с Ираном в этих вопросах. Сейчас ситуация благоприятная, потому что отношения между Россией и Ираном стали более тесными».
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
23.07.2022