Почему Алиев такой нервный и почему он говорит в лицо европейцам: «Вы более агрессивны по отношению к Азербайджану, чем Национальное Собрание Армении»?
Визит европейских официальных лиц в Баку на прошлой неделе содержал важные посылы, с которыми власти Армении обязаны считаться и рассматривать их в качестве отправной точки во внешнеполитических вопросах нашего государства.
Так, ЕС и Азербайджан подписали меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству в сфере энергетики. Церемония состоялась в Баку при участии председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен. Алиев с воодушевлением сообщил, что это третий подобный документ, подписанный между Евросоюзом и Азербайджаном, а реализуемые с Брюсселем энергетические программы уже полностью изменили энергетическую карту Европы.
В 2021 году из России в Евросоюз было экспортировано 155 миллиардов кубометров газа, что составляет 40 процентов от общего потребления газа. Брюссель планирует до 2027 года поставлять в Евросоюз, возможно, и на Балканы по южному газовому коридору из Азербайджана ежегодно не менее 20 миллиардов кубометров газа. На фоне продолжающейся войны между Россией и Украиной Баку неоднократно заявлял, что собирается увеличить поставки газа в Европу в качестве альтернативы российскому газу.
Читайте также
Однако, по оценкам различных экспертов, меморандум с Азербайджаном не имеет особого значения, так как документ больше напоминает перечень «усилий», чем определение обязательств. Единственный пункт, по которому есть конкретика — «стремление поддерживать двустороннюю торговлю природным газом» для обеспечения поставок не менее 20 млрд кубометров газа в год к 2027 году. Но даже это «обязательство», по мнению экспертов, не является столь обязывающим, так как Баку должен лишь «стремиться» к удвоению экспорта газа. Кроме того, необязательный характер меморандума подчеркивает последний пункт, согласно которому меморандум не должен создавать для сторон каких-либо обязательных юридических или финансовых обязательств.
Эксперт по энергетическим вопросам Eurasianet.org Дэвид О’Байрен, например, считает, что Азербайджан имеет ограниченные возможности и вынужден удовлетворять внутренние потребности. По его словам, даже если Азербайджану удастся удвоить экспорт газа до 20 млрд кубометров к 2027 году, он все равно не сможет сыграть значительной роли в компенсации возможной потери поставок из России предстоящей зимой. Поэтому документ, подписанный Урсулой фон дер Ляйен и Ильхамом Алиевым, не может серьезно облегчить энергетические проблемы ЕС.
Что касается политического фактора события, то да, здесь президент Азербайджана одержал дипломатическую победу. Установив союзнические отношения с Россией после 44-дневной войны, Азербайджан уже является «незаменимым партнером» ЕС. И для Брюсселя стремление отдалить Азербайджан от России в некоторой степени удалось, назависимосто от уровня отношений Путин-Алиев, и, во всяком случае, в ближайшем будущем у них не может быть резкого разрыва.
Алиев, не беря на себя никаких четких финансовых и юридических обязательств перед Брюсселем, смог решить вопрос с более сдержанными и нейтральными оценками нарушений прав человека и репрессий в Азербайджане в будущем, а в результате Баку взял на себя туманное обязательство в отношении Брюсселя — «попытаться обеспечить» газом. Помимо всего этого, меморандумом, подписанным Урсулой фон дер Ляйен и Ильхамом Алиевым, оказывается поддержка территориальной целостности Азербайджана.
Более того, сразу после подписания меморандума Алиев поспешил раскритиковать европейскую политику. Во время визита в Баку председателя комитета Европарламента по иностранным делам Дэвида Макаллистера он буквально сказал следующее: «Иногда складывается впечатление, что эти резолюции принимаются армянским парламентом, и есть определенное влияние армянского лобби».Принимая делегацию Европарламента, Алиев сказал: «Последняя наша встреча состоялась в 2018 году. Честно говоря, я даже немного удивился, когда узнал, что вы планируете посетить Азербайджан. Возможно, вы знаете причину. Помню встречу, во время которой мы много говорили о развитии сотрудничества. Но, к сожалению, этого не произошло. Причина была не в нас, а в позиции некоторых депутатов Европарламента. Мы считаем такую позицию абсолютно необоснованной». Далее Алиев отметил, что в адрес Азербайджана выдвигались обвинения, высказывались оскорбления, распространялась ложная информация. «Я даже забыл общее количество антиазербайджанских резолюций, принятых Европарламентом в разные времена. Возможно, речь идет о более чем 10 резолюциях. Особенно после Отечественной войны (Карабахской войны 2020 года) была принята резолюция, которая вызывает особую тревогу, поскольку в ней говорилось об уничтожении армянского культурного наследия в Карабахе. Это не верно. Эта резолюция была принята в марте этого года. То есть, это происходит спустя полтора года после окончания войны», — сказал Алиев.
Затем, говоря на тему «уничтожения культурного наследия на территории Азербайджана», президент Азербайджана обвинил европейцев в принятии «абсолютно неприемлемых» и «односторонних резолюций». «Я знаю, что многие члены вашей делегации проголосовали за эту резолюцию. Это совершенно непродуктивный шаг. Во-первых, это ложь, основанная на ложных фактах и клевете. Во-вторых, это не так важно. Потому что вы знаете, что Европейский Союз и Азербайджан имеют хорошую историю отношений, и особенно сейчас эти отношения развиваются очень успешно», — сказал Алиев. Затем он продолжил: на фоне развития хороших отношений с ЕС такое отношение Европарламента непонятно, и, по словам Алиева, отношение Европарламента к Азербайджану более агрессивное, чем отношение парламента Армении. «Иногда создается впечатление, что эти резолюции принимаются парламентом Армении, и есть определенное влияние армянской лоббистской группы. В противном случае это понять невозможно. Мы хотим строить тесные отношения с Европой, и все наши действия свидетельствуют об этом. Но если Европарламент думает выбрать такой путь, то это их выбор. Но они должны знать, что изолировать Европу от Азербайджана и Азербайджан от Европы невозможно, несмотря на усилия некоторых депутатов».
То есть, в контексте меморандума с Брюсселем, Алиев начал угрожать европейцам тем, что отныне считает неприемлемым для Баку принятие таких резолюций Европарламентом, и антиазербайджанские резолюции Европарламента не мешают Баку поддерживать хорошие отношения с Брюсселем. При этом Алиев указал на одну из резолюций, за последние месяцы принятых подавляющим большинством депутатов законодательного органа Евросоюза, в которой структура осудила и подвергла резкой критике администрацию Алиева за преднамеренное уничтожение армянского культурного наследия. В начале марта законодательный орган Евросоюза принял резолюцию об уничтожении культурного наследия в Нагорном Карабахе 635 голосами за 2 против и при 42 воздержавшихся. Европарламент призвал Азербайджан прекратить разрушение армянских памятников истории и культуры и церквей в Карабахе и напомнил, что разрушение любого памятника или искажение его идентичности и принадлежности противоречит принципам Евросоюза. Алиев даже счел необходимым напомнить Дэвиду Макалистеру, что президент Европейского совета Шарль Мишель активно участвует в процессе урегулирования азербайджано-армянских отношений и уже провел три трехсторонние встречи с участием лидеров Армении и Азербайджана.
Здесь следует отметить интересное обстоятельство: 22 мая сего года в Брюсселе, через день после трехсторонней встречи Никола Пашиняна, председателя Совета Европы Шарля Мишеля и Ильхама Алиева, Мишель выступил с заявлением, один пункт которого особенно в Армении вызвал недовольство. Напомним, в положении «Мирное соглашение» Мишель заявил. «Лидеры договорились продвигать обсуждения будущего мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном. В ближайшие недели группы во главе с министрами иностранных дел будут продвигать этот процесс. В дополнение к этому я подчеркнул обоим руководителям, что необходимо обратить внимание на права и безопасность этнического армянского населения в Карабахе». Однако интересно то, что спустя 2 недели после заявления Мишеля, 8 июня, Европарламент принял резолюцию, в которой еще раз заявил, что нагорно-карабахский конфликт не урегулирован.
Вот почему Алиев такой нервный, и говорит европейцам в лицо: «несмотря на попытки некоторых членов Европарламента, изолировать Европу от Азербайджана и Азербайджан от Европы невозможно» и обвиняет Европарламент в том, что «в отношении Азербайджана они более агрессивны, чем Национальное Собрание Армении»…
Эти публичные констатации президента Азербайджана доказывают, что власти Армении, армянская политическая элита с точки зрения обеспечения безопасности Нагорного Карабаха и уточнения его статуса могут прийти к проармянским решениям, если будут проводить последовательную, четкую, и, естественно, нелегкую работу. Мы уже неоднократно представляли подробности того, как, в частности, благодаря усилиям Давида Шахназаряна удалось нейтрализовать усилия азербайджанских лоббистских групп в Европарламенте и в результате получить 4 проармянские резолюции.
Здесь возникает логичный вопрос: а нынешние власти РА вообще стремятся хотя бы сохранить то, что уже есть и добиться большего, нейтрализовать уже высказанную президентом Азербайджана критику в адрес европейцев и предполагаемые усилия против проармянских резолюций?
И вообще, кроме низкопробного дискурса, тем, намеренно вводимых в обращение, интересны ли армянскому политическому полю такие значимые для Армении и Арцаха вопросы?
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
27.07.2022