Отчеты касательно накопительного пенсионного счета за второй квартал текущего года показали, что остаток на пенсионном счете не увеличился, а уменьшился , поскольку доходность фонда была отрицательной. Гость программы «Арересум» газеты «Аравот», заместитель председателя Центрального банка Нерсес Ерицян, отвечая на вопрос, поскольку государство принуждает граждан присоединяться к накопительной пенсионной системе, обязано ли оно принимать меры сейчас, когда граждане несут убытки, сказал: «Государство предприняло шаги, установило определенный «аппетит» на риски, которому должны следовать менеджеры. И они стратегические, они долгосрочные… Менеджерам не разрешается осуществлять спекуляции». По его словам, «эта временная отрицательная прибыльность принесет нам гораздо большие доходы в будущем, потому что, когда цена на долю падает, мы покупаем намного больше акций на деньги, которые мы платим счетам в драмах». Когда процентные ставки снова начнут падать, доли, купленные по такой низкой цене, вырастут в цене, и вместе с нашими существующими портфелями мы получим гораздо более высокую доходность».
Координатор гражданского движения «Касецум» («Пресечение»), бизнесмен Самсон Григорян отметил: «По поводу потери денег всегда нужно беспокоиться, это было бы краткосрочным, если бы речь шла об одном квартале и все, но тенденция последнего года такова, что убытков больше, чем доходов. Только в квартале, который пришелся на декабрь прошлого года, был плюс, а весь год был минус, и это действительно повод для беспокойства, и соответствующие органы обязаны беспокоиться».
Другой гость программы «Арересум», член правления общественной организации «Международный центр человеческого развития», экономист Ашот Хуршудян по этому поводу отметил: «Надеюсь, господин Самсон планирует свой бизнес долгосрочно, а не на один год, потому что краткосрочно — это 2 года, а не один квартал в промежутке 30-40- лет… Существует простое экономическое явление: восстановление, финансовые циклы всегда повышаются после падения».
На вопрос, какие есть основания считать, что они повысятся, если причины снижения не исчезли, в результате русско-украинской войны падают цены акций различных компаний и т. д., он ответил: «Три фактора совпали, поэтому и большое падение: повышение процентных ставок как в Армении, так и во всем мире, удкрепление драма. Люди видят на своих счетах большие цифры и переживают: минус большой. Раньше их накопления были небольшими и они их не замечали. Но колебания были всегда. А теперь при любом колебании они в абсолютных числах будут видеть больше — как выгоду, так и убытки, поскольку уже накопленные деньги, доля, гораздо больше, чем деньги, которые мы накапливаем каждый месяц… В отчете складывают колебание доль, цены и ваш взнос, и разницу с минусом показывают — вам кажется, что вы потеряли, есть определенный минус. На самом деле вы накопили столько, что купили долю по этой цене, которую можете и продать. Первые потерпевшие убытки в этот момент — это те, кто, имея сбалансированный или консервативный план сбережений, побежал и сразу разменяли… Они потерпели убытки, потому что сейчас очень дешево продали долю и купили другой инструмент, который будет приносить меньше процента в будущем.
Читайте также
Главный финансовый и операционный директор ООО «Це-Квадрат Ампега Асет Менеджмент Армения» Изабелла Адилханян в качестве причины отрицательного результата особо отметила жесткую денежно-кредитную политику Центробанка. «Процентные ставки растут, и обычно это обратно пропорционально ценам на ценные бумаги. Все это повлияло на отрицательную доходность фондов. В связи с этим зампред ЦБ заявил, что инфляция высокая, и ЦБ ответил процентной ставкой. «Рост цен вернется к своей мишени, и мы начнем снижать процентные ставки. Вот почему мы говорим, что это временно». Она еще раз заверила, что после снижения процентной ставки «у нас сразу будут все преимущества, о которых я рассказала».
По словам Нерсеса Ерицяна, этот доход никуда не пропал, подсчитанные убытки восстанавливаются, и каждый месяц мы получаем доход. «Завтра может снова снизиться, но меня это не беспокоит, потому что мне эти деньги понадобятся, когда я выйду на пенсию».
Зампред ЦБ подчеркнул: «Сумма, предоставленная нами и государством, не уменьшилась. Мы предоставляем отчет ежеквартально. Но если взять все накопления с 2014 года, то накопление государства не уменьшилось. У кого-то накопленный доход, возможно, уменьшился до 30-40 процентов, но 60 процентов все равно на счетах. И второе условие сохраняется, и если бы требование закона о гарантии сегодня работало (согласно ст. 49 закона РА «О накопительных пенсиях», возвратность всей суммы внесенной участниками обязательных накопительных платежей, скорректированной с учетом годовой инфляции, гарантирована.- А. И.) наши фонды имеют больше накопленного дохода, чем был рост цен. То есть, мы могли бы получать пенсию на сумму, которую мы накопили + наш доход, который был выше роста цен. Доход был более 90 процентов, то есть у нас был 10 процентов годового дохода, но мы потеряли годовой доход. Но основная сумма не уменьшилась».
По словам зампреда ЦБ, накопительная пенсионная система налажена и прозрачна. «И мы учимся жить в рыночной экономике, где колебания — это возможности».
Разговор полностью — в видео
Анна ИСРАЕЛЯН