Для меня неприемлемы оскорбления и проклятия в адрес депутата НС от ГД Арсена Торосяна. Каждый имеет право высказать свое мнение, каким бы неприемлемым оно для нас не было. Во-первых, нужно понять, что он говорит и во-вторых, почему он это говорит. Депутат говорит следующее: мы, армяне, ошиблись в 1915 году, и если бы мы проявили правильное поведение, Геноцида бы не было. А также мы совершили ошибку в 1991 году, вступив в войну с Азербайджаном. «Мы совершили ошибку 100 лет назад, когда действительности на земле предпочли какие-то документаы, подписанные в европейских городах, и снова потеряли часть реальной родины. Мы ошиблись и 30 лет назад, когда во время агонии рушащейся империи снова выбрали смерть и войну, стали «победителями» и ослепли из-за гордыни».
Я, в отличие от депутата, не оставляю за собой право на столь резкие суждения о событиях в Османской Турции начиная с 1878 года. Я предпочитаю предоставлять слово людям, изучившим вопрос. Вот что говорил первый президент РА Левон Тер-Петросян в 1995 году на международной конференции, посвященной 80-летию Геноцида армян. «Господствующее мнение о том, что армянский народ мог бы избежать катастрофы, отказавшись от идеи содействия вмешательству европейских стран во внутренние дела Турции и попытавшись решить вопрос реформ армянских провинций при непосредственном сотрудничестве с турецкими властями, полагаю, далеко от реальности». По правде говоря, я не знаю ни одного серьезного армянского, турецкого или западного исследователя, изучающего Геноцид армян, который высказал бы по этому вопросу иную точку зрения, чем Тер-Петросян. Возможно, Арсен Торосян знает.
Об «ошибке», допущенной 30 лет назад, я могу говорить увереннее, поскольку сам был одним из «ошибившихся» — сначала как журналист, освещавший войну, а затем как пресс-секретарь первого президента. Был ли вариант остаться в стороне от этой войны? Да, но в таком случае 150 000 армян, проживающих в Арцахе, постигла бы та же участь, что и сумгаитских и бакинских армян: смерть путем жестоких издевательств пыток. Так что в этом вопросе я могу однозначно утверждать , что господин Торосян не прав: тогда мы выбрали жизнь — жизнь наших арцахских соотечественников.
Более важный вопрос, почему Арсен Торосян так говорит. Оппозиция говорит, что он хочет угодить Алиеву и Эрдогану. Я не согласен, их не может интересовать мнение одного депутата. Просто законодатель, представляющий политическое большинство, выражает мнение своего электората. А что это за электорат? Чтобы не распространяться слишком много, приведу цитату из поэмы великого русского поэта Владимира Маяковского. «Мы только мошки, мы ждем кормежки. Закройте, время, вашу пасть! Мы обыватели — нас обувайте вы, и мы уже за вашу власть».
Читайте также
Арам Абрамян