Как сообщил Aravot.am председатель партии «Демократическое объединение» Сурен Петросян, депутаты от оппозиции, посетившие Агавно, призвали его молча уехать. «Я со всей ответственностью заявляю, что власти и оппозиция скоординированно, совместными усилиями сдают Арцах». В ответ на это обвинение депутат от фракции «Айастан» Аспрам Крпеян сообщила корреспонденту «Аравот»: «Пусть он назовет конкретные имена. Пусть раскроет кавычки и назовет людей, которые ему что-то сказали». А депутат Кристине Варданян отметила: «Я воздержусь от любых манипулятивных и клеветнических обвинений».
Гость программы «Арересум» газеты «Аравот» Сурен Петросян, на предложение раскрыть кавычки ответил. «Я не буду называть имен, потому что это выходит за рамки этики. Я уверен, что нас услышат или увидят, и адресаты действительно смогут идентифицировать себя». Он отметил, что депутаты от фракции «Айастан» могли бы связаться с ними и выяснить, кто именно является адресатом утверждений. «И речь шла не только об оппозиционерах РА, но и об оппозиционерах Республики Арцах, первым словом или целью которых, по сути (по крайней мере, так казалось на первый взгляд), было оправдать этот процесс и показать, что другого выхода просто нет».
Другой гость программы, режиссер документальных фильмов Ованес Ишханян, в последнее время проживающий в Агавно, также раскритиковал оппозицию на своей странице в Facebook, заявив, что «36 депутатов могут приехать в Бердзор, посетить жителей, посмотреть, какое у них настроение, психологическое состояние, какие есть пожелания. Потом на этом основании провести встречу, попытаться найти возможности не сдавать территорию, не выселять людей, изменить их психологическое состояние».
Ованнес Ишханян не согласился с замечанием о том, что передача этих территорий, якобы, уже была предопределена заявлением от 9 ноября 2020 года. «Заявление от 9 ноября не предопределило эти этнические чистки, не говорилось что армян нужно выселить из их домов. Кроме того, выполняются только требования азербайджанской стороны».
Читайте также
Он поднял следующий вопрос. «Как случилось, что это село, которое самоотверженно защищалось 2 года, вдруг решило, что оно должно сдаться… А Андраник Чавушян – глава общины Агавно, героически защищавший село, вдруг разочаровался и решил, что он должен уехать. Будучи в деревне, можно было найти ответы на эти вопросы. Сначала из Арцаха приехал Айк Ханумян, чтобы сообщить эту весть, и во время той встречи, когда было сказано, что вам заплатят за ваши дома, дадут какие-то сертификаты, нашлись те, кто согласился». Однако, исходя из контактов со многими людьми, он добавил. «Когда мы разговаривали с сельчанами по отдельности, почти все они жаловались, что люди соглашаются оставить свои дома за деньги. Среди моих собеседников был только один человек, который был очень рад этим сертификатам».
Ованес Ишханян, ставиший свидетелм всего этого, уверен, что можно было предпринять действия, но люди сразу же пали духом, они думали, что ничего сделать нельзя. «В Ереване уже было принято решение о сдаче».
Глава фракции «Айастан» Сейран Оганян касательно этих обвинений, в частности, сказал. «Я хочу, чтобы думающие люди осознавали, кто сейчас находится во главе государства. Они принимают решения и реализуют их до конца. Фракция «Армения» и отдельные депутаты, которые там находились, поехали поддержать главу общины Агавно, изучить ситуацию на месте, дать соответствующую оценку, но эти действия осуществляются сегодняшними властями».
Председатель партии «Демократическая консолидация» посчитал все это отговорками. «Ладно, все говорят, что власти виноваты и несут ответственность. Я был одним из первых, кто всегда говорил, что эта власть сегодня является единственной и главной угрозой государственной и национальной безопасности. Это очевидно, и они даже не скрывают своих устремлений в отношении Арцаха и РА. Вы (оппозиционеры — ред.) говорите много, но за вашими словами нет никаких действий… Мы говорим о государстве, родине и земле, но мы больше не готовы идти на жертвы ради них. Например, для меня это всегда было непонятно: люди освободившие Шуши (речь идет о генералах, а не о простых солдатах) как так получилось, что ни один из этих героев не остался до конца и не пал в Шуши, не был готов пожертвовать собой, и все отступили первыми… Это на самом деле важный показатель».
В ответ на замечание о том, что право людей на жизнь и безопасность не могло быть обеспечено, если бы они остались там, Ованес Ишханян рассказал, что людей пугали рем, что если они не уедут, то туда войдет «турецкий спецназ» и всех убьет. «То есть, право на жизнь гражданских лиц находилось под прямой угрозой. Если имела место такая угроза в адрес мирного населения Армении, в таком случае, разве армянским юристы, депутаты и другие соответствующие лица не могли ничего сделать, когда они были там? Во-первых, они бы повысили уровень безопасности своим присутствием, во-вторых, вопрос об угрозах армянскому населению потом мог бы стать предметом обсуждения в международных судах».
Он обобщил: «В тот момент в Агавно, когда людей твоей национальности изгоняют из их домов, а тебя нет рядом с ними хотя бы для банальной поддержки, то, когда говорят о родине, я представляю не людей, а лишь территорию».
Беседа полностью — в видео
Анна ИСРАЕЛЯН