Недавно я проходил мимо своей «альма-матер» — Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, и увидел огромный плакат с надписью «100»: в будущем году моему университету исполнится 100 лет.
Среди приверженцев, приехавших на родину по приглашению правительства Армении в 1921 году, был и Романос Меликян, который сначала основал музыкальную студию, а через два года – консерваторию. Можно представить, как тогда тяжело жилось. Но дальновидные люди во главе с Александром Мясникяном осознавали важность духовных ценностей. Ценностей, которые сформировали нас — граждан советской, а затем и независимой Армении.
Я окончил этот вуз в 1983 году, то есть когда консерватория праздновала свое 60-летие. Мне посчастливилось иметь возможность общаться с руководителем этого учреждения Газаросом Сарьяном и многими высокими интеллектуалами — моими замечательными профессорами. Я бы не сказал, что последующие сорок лет были более плодотворными для этого учреждения и армянской культуры в целом. И в связи с этим я хотел бы поговорить о более общей проблеме.
Конечно, советский строй был ужасен, чудовищен, бесчеловечен, не стоит даже тратить время на перечисление его минусов. Но жизнь сорок лет назад (не знаю, правильно ли я употребил слово) была более сложной, многослойной, чем сегодня. Сейчас, мне кажется, духовная жизнь, культура, искусство примитивны, в основном направлены на удовлетворение вкуса как можно более широких масс. Естественно, музыка «рабис» существовала и тогда. Однако рядом с ним рождалась музыка Тертеряна, Мансуряна, Ашота Зограбяна, Мартуна Исраеляна и многих других. А существенным является то, что это обсуждалось в определенных кругах общества, это было интересно, волновало многих.
Читайте также
Сегодня наше общество чрезмерно политизировано, разделено и, в конце концов, движимо мелкими вопросами.
Арам Абрамян