Министерство юстиции ввело в оборот проект, в котором предлагается внести изменения в статью 421 Уголовного кодекса, предусмотрев суровые наказания за попытки нарушения суверенитета. Проектом предлагается лишение свободы сроком от 12 до 15 лет за «выполнение действий, нацеленных на полное или частичное ограничение суверенитета Армении путем применения насилия или угрозы применения насилия в пользу другого государства, международной или наднациональной общественной организации». Не забыли и тех, кто публично призовет отказаться от суверенитета.
Следует, однако, отметить, что в преамбуле и обосновании документа есть упоминание о призывах, однако в самих предлагаемых изменениях об этом упоминания нет.
Теоретически, конечно, все правильно: для тех людей, которые хотят силой лишить наше государство суверенитета, даже 15 лет мало, они должны получить пожизненный срок. В случае с «призывами» все не так однозначно: разные высказывания могут интерпретироваться или не интерпретироваться как такие «призывы». Например, я хочу видеть Армению в Европейском союзе — в составе наднациональной структуры. Будет ли выражение такого желания считаться преступлением?
Насколько я понимаю, большинство наших граждан не особо интересует, суверенны мы или нет. Но появление такого проекта оправдано в той мере, в какой после поражения в войне суверенитет Армении стал подвергаться большим испытаниям, чем в предыдущие 29 лет. Пожалуй, я бы согласился и с тем, что одной из причин войны стало стремление России обеспечить свое военное присутствие в Арцахе, что, естественно, поставило нас в еще большую зависимость и ограничило наш суверенитет. Это вовсе не умаляет степени ответственности нашего правительства, поведение которого до войны было, мягко говоря, легкомысленным.
Читайте также
Но такой закон, если он будет принят, будет иметь бы не столько практическое, сколько пропагандистское значение. Он даст возможность пропагандистам власти озвучивать свой «любимый» тезис о «5-й колонне». Согласно этой пропагандистской схеме, мечта всех противников действующей власти – включить Армению в состав России или союзного государства. Реализация этого плана позволит пропагандистам после каждого выступления, которое им не понравится, с пафосом восклицать: «разве нет закона, куда смотрят наши правоохранительные органы?!»
Но самое интересное заключается в следующем обстоятельстве: если для сохранения своей власти Пашинян действительно присоединит Армению к какому-то «русско-белорусскому», те же (якобы прозападные) пропагандисты скажут: «Ну что он мог сделать, это бывшие подкинули ему в карман». И рассматриваемая уголовная статья тоже не подойдет: ведь она предусмотрена для «призывов», а не для самого присоединения.
Арам АБРАМЯН