«Народ, имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохой государственный порядок. Каждый народ имеет тот порядок, который ему подходит, который ему удобен. Народ плох, если плохо правительство». Эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Заметьте, не «народ заслуживает то правительство, которое имеет», как это обычно преподносят, искажая смысл того, что сказал мыслитель, а «порядок, который ему подходит» («passt zu ihm»). И более того, Гегель вовсе не склонен сваливать вину на народ. Наоборот, люди плохи настолько, насколько плохо правительство. Если раньше представители народа голосовали за взятку, то это говорило не об их извращенности и безнравственности, а об упомянутых качествах тех, кто создал такой механизм и такой порядок. Если сегодня большинство представителей того самого народа не интересует, что будет с несколькими десятками тысяч их соотечественников в Арцахе, то опять же не стоит спешить обвинять это большинство. Они получают такой месседж от власти. Причем, в данном случае, от власти, имеющей полную легитимность. Тот государственный порядок, который существует сегодня, выгоден и удобен народу. И Бог знает, кто чего заслуживает.
Когда Гегель говорит о Боге, он имеет в виду, как я понимаю, план, цель, закономерность или, если еще раз повторить это слово, порядок. В этом смысле, мне кажется, мы, армяне, заблудились. Кто должен указывать направление, на каких платформах оно должно формироваться? На мой взгляд, что площадки, где собираются люди с определенным интеллектуальным уровнем и определенными знаниями. Но весь вопрос в том, что власть через своих реальных и виртуальных пропагандистов объявило войну этим людям, так же, как оно объявило войну духовенству, диаспоре, генералитету, вузам и т. д.
Все это суммарно образует именно то, что немецкий философ называет «плохим понятием о Боге». Я понимаю, что то, что я сейчас пишу, многие сочтут оторванным от жизни и абстрактным, но на самом деле из-за этих проблем нашему государству грозит серьезная опасность. И речь не только об Азербайджане и Турции. Речь идет о «порядке», следующем за бессмысленными, бесцельными страданиями, когда власть социального популизма («отнять у богатых, раздать бедным») сменится властью националистического популизма («дойдем до Сасуна, войдем в Ван»). Вспомним, как все закончилось для Веймарской республики.
Арам АБРАМЯН