Лента новостей
Новости дня

Наша политика была в рамках классического «и-и»

23 ноября,2022 11:16

Поводом для этой статьи стала публикация материала в газете «Аравот» за подписью главного редактора Арама Абрамяна под названием «С партнерами надо быть искренними». В ней приводились параллели между эпизодами во внешней политике Армении в 2011-2013гг. и сегодняшней ситуацией.

Пользуясь случаем, хочу предоставить дополнительную информацию относительно муссируемой некоторыми сказки о том, что якобы «Серж в течении одной ночи почти переместил Армению в Таможенный союз». Я был непосредственным участником происходящих событий и расскажу о некоторых эпизодах впервые.

ИТАК, ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН С РЕДАКТОРОМ, ЧТО С ПАРТНЕРАМИ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ ЧЕСТНО. Именно такую внешнюю политику проводил Серж Саргсян в годы своего правления (2008-2018), так что приведенные в передовице параллели не имеют ничего общего с действительностью.

Благодаря честности в отношениях с партнерами, в тяжелые для нашего государства дни, когда раны от трагедии 1 марта 2008 года еще не зарубцевались, а 8 августа 2008 г. началась российско-грузинская война, развернулся глобальный международный катастрофический кризис, Армения тем не менее придерживалась политики, основанной на национальных интересах.

Таковыми были «футбольная дипломатия» в 2008-2009 гг., подготовка к Соглашению с ЕС, переговоры вокруг противостояния в Арцахе (в преддверии саммита в Казани), а также подготовка к рамочному соглашению Армения – ЕС в 2017 году.

Что касается событий 2011-2013 гг., то Армения в рамках программы «Восточное партнерство» являлась тогда лидером. По объему и уровню осуществленных реформ мы были впереди Молдовы, Украины, Грузии, что подтверждали наши европейские партнеры. Кстати,» Восточное партнерство» в тот период предлагалось в качестве польско-шведской инициативы. Во всяком случае в выступлениях чиновников ЕС не рассматривалось как инструмент для вывода из под «влияния» России бывших союзных республик.

С учетом прежде всего национальных интересов при С.Саргсяне начался диалог с ЕС. Руководство ЕС того времени, начиная с главы Жозе Баррозо, никогда не ставило перед Арменией вопрос выбора между ЕС и Россией. Это был классический проект в формате «И» и «И», в который Армения вступила открыто.

Наши российские партнеры были в курсе проводимой Арменией политики. Имелись ли проявления политической «ревности»? Возможно. В позиции российской прессы в годы нашего правления «особой теплоты» не чувствовалось и на пороге известных событий 2018 года, и позже.

Отмечу справедливости ради, что пресса всех стран не проявляла, мягко выражаясь, доброжелательности в наш адрес. Но главные телеканалы России (в отличие от сегодняшней реальности) в те годы не критиковали Армению и нашу власть. Что произошло дальше?

Руководство и чиновники ЕС на фоне ухудшающейся политической ситуации круто изменили свое отношение к проекту «Восточное партнерство», переместив его в плоскость «или» – «или». Нам не нужно «поглаживание по голове» — из Брюсселя, нам нужна надежная рука партнера — из ЕС.

Распространяемый нашими противниками шаблон о том, что в сентябре 2013-го в течение одной ночи С.Саргсян изменил курс интеграции Армении — просто чепуха, которая вдалбливается в сознание людей действующей властью. Все это не раз опровергалось, и последний гвоздь в гроб мифа забью я.

Итак, 1. Еще ранней весной 2013-го на заседании правления РПА этот вопрос обсуждался, и если бы возникла проблема выбора («и» и «и» или «или» – «или»), то, вне всяких сомнений, предпочтение было бы отдано сохранению стратегических отношений с Россией. Такое же обсуждение прошло в правительстве.

2. В июле 2013 г. в Кишиневе на саммите ЕНП (EPP Eastern Partnership Sammit) Армению представляли Серж Саргсян, Виген Саркисян, ваш покорный слуга т другие. Во время ужина состоялось бурное обсуждение между С.Саргсяном и Ж.Баррозо о том, что ЕС меняет правила игры. Я был свидетелем диалога, в котором С.Саргсян прямо указал Ж.Баррозо, что тот меняет правила в ходе игры, а потому Армении не остается иного выбора. Мне также пришлось принять участие в дискуссии. В частности, сказать: «В нашем представлении «Восточное партнерство» – это содружество, не направленное против одной или группы стран. Оно имеет целью стереть разделительные линии».

3. Что касается членства Армении в Таможенном союзе, то замечу: это желание имелось у нас еще в период, когда президентом России был Дмитрий Медведев (до 2013 года). Все это свидетельствует о том, что решение, принятое 3 сентября 2013-го, не было следствием одной ночи. Переговоры между ЕС и Арменией не велись тайно от России, а 3 сентября не было неожиданностью для ЕС.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛА АРМЕНИЯ РУКОВОДСТВУ ЕС И ПОЧЕМУ НАМ БЫЛО ОТКАЗАНО?
Уточню детали. Ассоциативное соглашение состоит из 2 частей: Соглашения (Association Agreement) и Соглашения о свободной торговле (DCFTA). Так как процесс создания Таможенного союза еще не был завершен, нас поставили перед выбором «или – или». Армения предложила, чтобы в Вильнюсе была подписана с нами только первая часть (Association Agreement), а вторую пока отложить, учитывая тесные связи Армении с Россией.
Но руководство ЕС не приняло предложения, поставив условие: или оба вместе, или ни одного. Сослались на обязательную процедуру. Между тем в отношении Украины поступили иначе. Сначала подписали первую часть, а потом через несколько месяцев и второе соглашение.

Таким образом, продемонстрировали двойные стандарты. Но этим не ограничилось. Тема углубления отношений Армении с ЕС существовала в повестке нашей внешней политики, и Армения с 2015 года приступила к переговорам о новом рамочном соглашении под названием CEPA (Всеобъемлющее и расширенное сотрудничество). Оно было подписано 24 ноября в Брюсселе в присутствии С.Саргсяна и председателя ЕС Д.Туска. Таким образом, Армения сумела, являясь членом ЕАЭС, подписать с ЕС соглашение. Отмечу, что руководство РФ было информировано не только относительно происходящего процесса, но и, как утверждает Арам Абрамян, Эдвард Налбандян, министр ИД РА, имел контакты с российскими партнерами в ходе подготовки соглашения. Неслучайно, что в тексте соглашения подчеркивается, что обязательства Армении перед ЕС не могут противоречить иным международным обязательствам.

Кстати, министр иностранных дел РФ С.Лавров 9 апреля 2018 года заметил: «Армения своим примером доказывает, что не столь уж бессмысленно развивать отношения по всем направлениям». Он также подчеркнул: «Нельзя постсоветские страны ставить перед ложным выбором: или Запад, или Россия. Это чересчур политизированный подход. Армения в этом смысле настояла на том, чтобы иметь с ЕС также отношения, которые признают ее права и обязанности в плане иных интеграционных процессов».

Углубляться сегодня в суть так называемой внешней политики властей РА (в которой ни глубины, ни принципов) бесполезно. Н.Пашинян на Западе жалуется на Россию, а в России – на Запад, не буду продолжать о том, что видят многие.

Да, Серж Саргсян в смысле принадлежности кому-то не был чьим-то. Он был исключительно проармянским деятелем, защищающим интересы Армении и Арцаха.

P.S. Надеюсь, Армения снова обретет такую власть, которая сможет осуществлять достойную внешнюю политику.

Армен АШОТЯН

«Аравот»

22.11.2022

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать