И это не единственная разница между тоталитарным и авторитарным режимами.
Чем тоталитаризм отличается от авторитаризма? Критериев много, но в случае с Арменией важны несколько из них. Во-первых, конечно, современный авторитаризм, или, как его сейчас иногда называют, «гибридный режим» прилагает большие усилия, чтобы притворяться демократией. Это, в целом, неплохо, потому что имитация чего-либо означает, что в глубине души то, что вы пытаетесь имитировать, вы считаете предпочтительным.
Представьте себе человека, который дома ест руками, а на улице ножом и вилкой. Значит, в глубине души он думает, что это правильно, просто это противоречит его дикому воспитанию и его природе.
Путину и Лукашенко не нужно сейчас притворяться демократами. Раньше они, конечно, утверждали, что у них «другая» демократия. По этому поводу позвольте ниже привести цитату. «Но что такое демократия? Разве Бог открыл секреты демократии только Черчиллю и Даффу Куперу? Я не меньший демократ, чем они». Автор этих слов не кто иной, как Адольф Гитлер։ так он парировал в ноябре 1938 года критикам, утверждавшим, что нет необходимости подписывать Мюнхенское соглашение с Германией. Здесь не место подробно анализировать этот вопрос, в рамках нашей темы важно знать, что даже Гитлеру иногда приходилось изображать из себя демократа.
Таким образом, партии, выборы, парламент, оппозиция, свобода одного сегмента СМИ и т.д., все это, как говорится, «иллюзорно» — все решает один человек. Но лучше им быть хотя бы для виду, чем не быть: когда эти чисто имитационные структуры существуют, хотя бы теоретически есть шанс, что они когда-либо получат реальное содержание. В связи с этой имитацией отметим еще одну особенность авторитаризма: репрессии в данном случае носят «точечный», а не массовый характер. Тоталитарный Советский Союз жестоко преследовал «всех пережитков царизма» — дворян, офицеров, интеллигенцию, кулаков, а затем и самих большевиков, а также миллионы нищих, на которых навешивали те или иные ярлыки.
Читайте также
При авторитаризме нет массовых репрессий «бывших». При Кочаряне преследовали Сирадегяна и Блеяна, при Саргсяне — участников событий «1 марта», после революции — Манвела Григоряна, Грайра Товмасяна, Ара Сагателяна и других. Теперь очередь Армена Ашотяна. Однако природа авторитарного режима такова, что нет необходимости «сажать», скажем, всех представителей РПА. При этом режиме вы можете думать все, что хотите, и часто высказывать свое мнение, если это не злит первое лицо и не подвергает опасности его «трон». В остальных случаях серьезных ограничений нет.
Но если мы попытаемся выяснить, чем авторитаризм отличается от тоталитарного режима с одной стороны, и от демократии — с другой, то это метод принятия решений. При тоталитаризме совершенно не важно получать одобрение граждан при принятии решений. В случае двух других в этом есть необходимость, просто в случае авторитарного правления механизмы обратной связи не работают. Для связи с реальностью есть интернет, где очень легко найти то, что соответствует вашим убеждениям. Официальный телевизор (в случае с Арменией – Общественное телевидение) представляет лидера в ласкающем глаз розовом свете. Дворцовая команда обычно состоит из некомпетентных подхалимов, прославляющих блестящие решения «мудрого лидера». В таких условиях руководитель просто обречен на принятие неадекватных решений.
«А народ?»- спросите вы. Бывают времена, когда сердце народа бьется в одном ритме с сердцем лидера. Но неизбежно через какое-то время эти удары «рассинхронизируются».
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
22.11.2022