Недавно во время беседы один из моих друзей высказал мысль, согласно которой, вне зависимости от того, любит народ своих лидеров или нет, основная масса подсознательно вторит их поведению. Соответственно, с момента обретения независимости Армении в духе четырех лидеров люди стремились, соответственно, говорить на красивом армянском языке, самовыражаться как «мачо», быть шустрыми и иметь «понятия» или «активистами» — с плохим воспитанием. Естественно, государство и политическая элита создают поведенческие модели. Если лидер держит усы своеобразной формы, то то же самое делает не только его ближайшее окружение, это становится модным среди простых людей (вспомним фильм Михаила Рома «Обыкновенный фашизм»). Если ходить небритым становится «модным», то это распространяется не только на депутатов, но и на всех гордых граждан.
Внешний вид еще ничего, есть еще и мода на образ мышления. Например, делать что-то заведомо глупое, а затем пытаться скрыть это под потоком слов, на первый взгляд, чисто на слух, может показаться неплохим методом, но это явно противоречит законам формальной логики. Однако разоблачение этих грубых логических ошибок не влияет на основное направление массового мышления.
Если подняться от этих внешних проявлений на более абстрактный уровень, то можно сказать, что народ, людей формируют задачи, которые перед ними ставятся. Они могут быть «правильными» или «неправильными», как это было несколько раз с немцами, приемлемыми или неприемлемыми для народа. Например, задачи властей Украины, которые были поставлены перед народом этой страны в экстремальной, драматической ситуации, последние сочли приемлемыми.
И наоборот, путинская «мобилизация» для россиян неприемлема: на каждого мобилизованного приходится трое дезертиров. Дело не в том, что большинство граждан России считают войну несправедливой, просто лишь немногие готовы умереть на этой «справедливой войне».
Читайте также
Современная Армения в этом смысле весьма уникальна: власть не ставит перед гражданами никаких задач: живите, как хотите. Арцах, границы, угроза новой войны, государство — все это второстепенные, третичные вопросы. Главное, чтобы «бывшие» не вернулись. Все остальное прекрасно. Так что, можете пировать!
АРАМ АБРАМЯН