Радиостанция «Азатутюн» на высоком профессиональном уровне подготовила блестящий материал о процессе переговоров по карабахскому урегулированию до отставки первого президента Левона Тер-Петросяна 4 февраля 1998 года. Видео имеет много слоев, один из которых — следующий. Вопрос, по крайней мере чисто теоретически, может быть решен лишь в случае совпадения позиций России и Запада по принципиальным вопросам. В частности, рассекреченные доклады заместителя госсекретаря США Строба Тэлбота показывают, что основные игроки — США, Франция и Россия действительно были настроены на установление прочного мира, выдвигая свои совместные предложения, оказывая в этом смысле столь же решительное давление на руководителей Армении и Арцаха.
Сейчас отсутствует единство этих трех игроков. Минской группы, по сути, тоже нет. Наоборот, есть обоюдное недовольство по всем вопросам, в том числе по посредническим усилиям в вопросе Арцаха. В нынешних условиях, когда каждая из сторон «тянет одеяло на себя», а в Армении политические силы, в зависимости от своего «ориентационных предпочтений» говорят — «вот эта инициатива является для нас спасением, а другая — гибелью», трудно ожидать какого-либо прогресса.
В этом смысле, конечно, сторонники Тер-Петросяна правы, когда (мне кажется, слишком часто) повторяют: «вот, если бы тогда было принято пакетное или поэтапное решение, и темные силы не устроили переворот, то сейчас все было бы гораздо лучше. «Было бы»: такое условное наклонение немного напоминает ситуацию, когда 60-летний человек говорит: «вот, если бы я не курил и занимался спортом в 20 лет, то сейчас был бы намного здоровее». Это бесспорно, так и есть, однако новых знаний, кажется, не добавляет.
Знаний становится больше, когда мы пытаемся найти «ключи», которые могут «открыть двери» сегодняшних и завтрашних проблем. И в случае с материалом «Азатутюн» один из «ключей» находится в начале и в конце видео — отставка президента. Если первое лицо видит, что он не может или не хочет реализовывать то, что требует от него «мировое сообщество», то он уходит в отставку. Если бы за 31 год было несколько таких отставок, то мы были бы намного сильнее. Такой же подход, полагаю, сегодня и завтра должен быть у лидеров Армении и Арцаха: представить «красные линии» и дать понять всему миру, что больше, все равно, не получится.
Читайте также
Арам АБРАМЯН