О действиях судят «по их плодам»
Когда я говорю, что сейчас Армения движется к утрате государственности, я вовсе не имею в виду, что флаг Армении больше не будет развеваться перед зданием ООН в Нью-Йорке: он просто не будет иметь того значения, которое имел до 9 ноября 2020, и тем более не будет иметь никакого значения, если произойдет деармянизация Арцаха, и этому последует нападение на Армению. Если все это произойдет, то опять же, возможно, останется какая-то территория, которая и дальше будет называться «Республикой Армения». Кроме флага, эта территория будет иметь президента, премьер-министра, министров и парламент. Чиновников будут обслуживать дорогие автомобили, телохранители, тысячи правоохранителей в «красных беретах». В их жизни ничего не изменится. У тех местных армян, которые не уедут, наверное, тоже не будет особых причин жаловаться, вопросы с их желудком, хорошо или не очень, будет решен. Однако как государство мы не будем иметь смысла, влияния и, главное, перспективы.
Именно так я себе представляю утрату государственности. То есть, в мире есть много явлений, которые формально существуют, но, по сути, лишены всякого смысла и значения. Таким, например, является Национальное Собрание Армении начиная с 1995 г.: большинство всегда нажимает «нужную кнопку». В данном случае было бы более рациональнее, если бы правительство принимало законы, ибо смысл содержать107 депутатов — чисто символический. Такой структурой может стать Республика Армения — существовать только на бумаге, а на самом деле иметь статус ниже, чем Андорра, Сан-Марино или Лесото.
Чисто количественное представление здесь не работает. С другой стороны, если ставится вопрос о том, что важнее — 120 тысяч или 3 миллиона, то оценка этого вопроса не может быть дана только с моральной точки зрения. Иначе дискуссия становится чисто «лирической», люди начинают мериться патриотизмом. Тогда как вопрос следует рассматривать на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях. Только так можно делать политические суждения, тем более в военное время. Если рассматривать на этих трех уровнях, то принесение в жертву 120 тысяч ведет к гибели 3 миллионов.
Читайте также
Проводя историческую параллель, можно сказать, что Арцах — это «Фермопильское ущелье», которое откроет дорогу неприятельской армии. Кстати, во время 44-дневной войны тактика противника заключалась в том, чтобы находить трещины, лазейки в узлах, ведущих в сердце Арцаха, а затем втискиваться в них с большими силами. На западе и севере Арцаха противник таких трещин не нашел, а на юге, к сожалению, нашел.
Таким образом, развал государства (что, безусловно, является целью наших врагов) происходит путем создания трещин. Приведу еще один пример, на этот раз из дипломатической сферы:13 апреля 2022 года премьер-министр Никол Пашинян заявил. «Международное сообщество опять говорит нам: немного опустите планку статуса Нагорного Карабаха, и вы обеспечите большую международную консолидацию вокруг Армении и Арцаха… в противном случае, говорят: пожалуйста, не рассчитывайте на нас». Логика та же – уступить что-то маленькое, чтобы выиграть в большом. Но такая логика иногда может работать, а иногда – нет.
В данном случае «маленьким» было наше требование суверенитета Арцаха. Мы опустили, уступили. Консолидировалось ли «международное сообщество» (что бы мы под ним ни подразумевали)? Даже если оно консолидировалось, помогло ли оно нам? Может ли «консолидированное международное сообщество» заставить Азербайджан открыть дорогу, соединяющую Армению и Арцах? И чем дольше эта дорога остается закрытой, тем больше угроза не только для безопасности народа Арцаха, но и для армянской государственности.
…Ученики спрашивают учителя, как ориентироваться в сложных общественных явлениях. Учитель отвечает: познавайте явления по их результатам, по плодам. Вы знаете, из какой это книги.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
07.02.2023