25 апреля президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану стало плохо во время прямого эфира, после чего все предвыборные мероприятия 69-летнего президента были временно отложены. Об этой ситуации и предстоящих 14 мая президентско-парламентских выборах в Турции Aravot.am побеседовал с тюркологом и востоковедом Рубеном Сафрастяном.
— Господин Сафрастян, информация о здоровье Эрдогана достоверна или преувеличена, что известно на данный момент?
— Он выступил с онлайн-посланием по случаю открытия АЭС. А так как его увидели онлайн, пусть и нездоровым, то новость о том, что он находится в тяжелом состоянии, находится в реанимации и семью вызвали в больницу, оказалась ложью. Но очевидно, что есть проблемы, учитывая тот факт, что он выступил онлайн. Открытие атомной электростанции «Аккуйю» — один из важнейших ее проектов. В любом случае было объявлено, что Эрдоган лично участвовать в предвыборной кампании в ближайшие дни не будет. Это значит, что что-то действительно произошло. Он потерял сознание во время интервью. Если состояние Эрдогана позволит ему выздороветь через несколько дней, то не думаю, что результаты выборов будут предопределены этим обстоятельством. А если выяснится, что его состояние действительно плохое, то это окажет серьезное влияние.
— В частности, о каком влиянии идет речь, как эта ситуация повлияет на исход выборов?
Читайте также
— Не думаю, что в случае выхода Эрдогана из избирательной кампании партия «Справедливости и развития» сможет найти ему нормальную замену. Эрдоган действительно очень харизматичная фигура. В партии нет такого человека, который мог бы его заменить и иметь такой же авторитет. Это будет тяжелым ударом для партии. Так что давайте подождем и посмотрим.
— Если Эрдоган перестанет быть президентом Турции из-за состояния здоровья или результатов выборов, повлияет ли это на политику и цели Турции в отношении Армении? Означает ли смена лидера Турции, что будут перемены и для нас?
— Полагаю, что если Эрдоган не победит, и к власти придет оппозиция, получив большинство в парламенте, то в целом политика Турции в отношении Армении не изменится. Мое убеждение основано на том, что уже более 30 лет Турция проводит ту же политику в отношении Армении, основы которой были заложены еще в 1991 году, когда Турция одной из первых признала Республику Армения. Но она отказалась устанавливать дипломатические отношения с Арменией. В заявлении, которым Турция признала Республику Армения в качестве независимого государства, говорится, что только после прояснения некоторых вопросов Турция подумает об установлении отношений.
Я думаю, что с тех пор турецкая элита с учетом геополитических реалий выбрала свою политику в отношении Армении. А реальность такова, что у Армении нет выхода к морю. Именно поэтому у турецкой элиты, независимо от того, оппозиция это или власть, подход следующий: если РА заинтересована в отношениях и открытой границе с Турцией, то она должна заплатить за это цену. Эта цена – предусловия, которые существовали десятилетиями и к которым в последнее время прибавился так называемый «Зангезурский коридор».
Помимо этого, в начале этого года один из видных деятелей оппозиции Ахмет Давутоглу – экс-министр иностранных дел и премьер-министр Турции, заявил, что сейчас самый подходящий момент, чтобы оказать давление на РА и получить от нее все, что они хотят. Поэтому, если к власти придет оппозиция, то политика Турции в отношении Армении принципиально не изменится, они будут требовать ту же цену. Но поскольку оппозиция связана с Западом — США, то влияние США на политику Турции будет сильнее. Это означает, что США изначально выступали за нормализацию армяно-турецких отношений. С учетом всего этого, если нынешняя оппозиция станет властью, то эта цена несколько смягчится. Но все равно цену они захотят.
Луиза СУКИАСЯН