Книга Николая Эппле «Неудобное прошлое» рассказывает о том, как в 20 веке разным странам удалось преодолеть историческую травму. Точнее, как это делали в Аргентине, Германии, Японии, Испании, ЮАР. А вот в Советском Союзе, потом в России, даже не пытались преодолеть сталинизм. Более того, с 2002 года Путин трактует распад Советского Союза как катастрофу, а не как возможность стать современным государством.
Каждая из упомянутых стран имела свою уникальную проблему. Самая знакомая нам – Германия, преодолевающая нацистское наследие. Автор представляет типичный эпизод на эту тему. В октябре 1946 года Евангелическая церковь Германии выступила с заявлением, признавая свою ответственность за преступления нацистов. «Многие годы мы боролись,- говорилось в заявлении,- но мы обвиняем себя за то, что нашему свидетельству не доставало мужества, молитве — верности, вере — радости, а любви – огня».
Это заявление подверглось резкой критике. Немецкие «Павлы», или, возможно, «Паулы» выдвигали свои «ресентименты», жалуясь на то, что их унизили в Версале (имелся в виду мирный договор), их бомбили в Дрездене и даже сейчас русский и американский оккупационные режимы себя плохо ведут. «Так что, заключили «Паулы», — мы являемся жертвами, мы ни за что не несем ответственности и, тем более, ни в чем не виноваты».
Но к дискуссии присоединились авторитетные люди нации — Томас Манн, Карл Ясперс, Бертольд Брехт, Мартин Хайдеггер, Теодор Адорно, и вопрос был окончательно решен, так сказать, «в пользу вины и ответственности».
Теперь я думаю: поражение 2020 года стало катастрофой, которая до сих пор не осознана как национальная травма. Главный виновник и ответственный за эту катастрофу чуть ли не каждый день обвиняет второстепенных виновников и ответственных. Вчера он выступил перед фактически подведомственным ему «следственным комитетом», который, понятно, что в итоговом заключении подтвердит все его утверждения. И где авторитетные люди, которых нет ни в какой «братве» и они могут попытаться разобраться, что же произошло на самом деле?
Однако сначала общество должно понять, что это была травма, а затем то, что ее нужно преодолеть. После чего осознать, что для того, чтобы победить, оно должно услышать правду, а не пропаганду той или иной стороны.
Арам АБРАМЯН