«Азербайджанцы допустили очень серьезную ошибку. Вагиф Хачатрян, похищенный пограничниками Службы национальной безопасности Азербайджана, не имеет никакого отношения к тому, кого они хотели похитить. Просто произошло совпадение имен». Собеседник «Аравот» — экономист, общественный деятель Игорь Заргарян.
— Ситуация в Арцахе становится тяжелой, гуманитарный кризис углубляется, Азербайджан прибегает к более жестким мерам, предметом обсуждения стала тема поступления гуманитарных грузов в Арцах через Акну-Агдам, а Никол Пашинян не участвовал в в этих обсуждениях, заявив, что у него нет мандата от народа Арцаха. Что вы думаете обо всем этом?
– Азербайджан еще больше припирает к стенке. Азербайджан сейчас действует по-другому: ставит ловушки по всем направлениям. Кстати, состоявшиеся на днях встречи военно-политического руководства Азербайджана и Турции показали, что Турция публично и полностью поддерживает шаги Азербайджана. Как член НАТО, Турция, я думаю, убеждена, что помощи от западных стран не будет, поэтому они еще больше будут оказывать давление, и в ближайшее время постараются, чтобы дорога через Акну была открыта, арцахцы были вынуждены это сделать. Но здесь, помимо моральной составляющей вопроса, есть еще и политическая и даже вопрос здоровья, потому что неизвестно, какие продукты будут отправлены из Азербайджана в Арцах, в какие сроки или будут ли продукты отправлены вообще, в целом, какие грузы будут перевозиться. Я уверен, что даже те люди, которые выступают за скорейшее урегулирование отношений с Турцией и Азербайджаном, понятия не имеют об этих вопросах.
— Пограничники СНБ Азербайджана похитили Вагифа Хачатряна из Арцаха из автомобиля Красного Креста, против него выдвинуты обвинения, что это за месседж?
Читайте также
— Этот вопрос имеет два аспекта. Во-первых, они показали, что Красный Крест ничего не значит, а вытолкнув из машины сотрудника Красного Креста и похитив Вагифа Хачатряна, они показали, что никакая международная организация не сможет оказать на них влияние. Но и без этого инцидента все было ясно и понятно, ничего не изменилось. С разницей в 100 лет идут те же процессы, то поведение, которое когда-то демонстрировала Турция, сейчас демонстрирует Азербайджан.
Вторая сторона вопроса такова: азербайджанцы допустили очень серьезную ошибку. Вагиф Хачатрян, похищенный пограничниками Службы национальной безопасности Азербайджана, не имеет никакого отношения к тому человеку, которого они хотели похитить. Это просто совпадение имени и фамилии. Не знаю, как из всего этого будут выпутываться азербайджанцы, но армянская сторона должна отреагировать очень быстро. Не хочу вдаваться в подробности, но в Азербайджане есть списки людей, воевавших во время Арцахских войн. Теперь вопрос: откуда у азербайджанцев эти списки? Это очень серьезная проблема, и те люди, которые передают или каким-либо образом вольно или невольно помогают этому процессу, представляют для нас большую опасность. В этом направлении должна быть проделана серьезная работа, если, конечно, власть хочет эту работу проводить.
— Как вы себе представляете разрешение этих ситуаций?
— Решения будут видны в ближайшее время, если, конечно, произойдут какие-то чудеса. Но, на мой взгляд, есть только одна альтернатива чуду. Возможно, мой подход радикальный и очень прямой, и многим он может не понравиться, но если есть небольшой шанс, что армянская сторона вернет мост Хакари, открыв коридор, пусть даже временно, мы должны идти по этому пути. Я понимаю, что это несколько усугубит ситуацию, азербайджанцы назовут это провокацией, может быть, воспользуются этим и спровоцируют более крупные столкновения. Предложенная мной версия также покажет, что есть Армения, есть Арцах, есть Армянская армия, есть Вооруженные силы, что другие решения проблемы не сработали, люди были вынуждены пойти на это. Кстати, уверен, что в противоположной ситуации азербайджанцы точно воспользовались бы этим вариантом.
Здесь, конечно, большую роль играет Россия, они могут помочь, могут помешать, могут оставаться нейтральными до тех пор, пока процессы не дойдут до логического завершения. Да, это рискованно, да, есть опасности, но с другой стороны, ожидание не снижает риски, а наоборот, увеличивает. Скажем, через месяц, что будет, или если в Арцахе закончатся продукты, что они будут делать? То же самое. Или есть еще вариант, в который я просто не верю. Азербайджанцы откроют дорогу, и армяне покинут Арцах. Надеюсь этого не будет.
— Упомянутый Вами вариант имел бы смысл в том случае, если бы у властей Армении были бы другие настроения, но если они заявляют, что Арцах – это Азербайджан, то чего ожидать?
— И да и нет. Да, вы правы, но есть и другие варианты, скажем, отряды, которые могут действовать самостоятельно, или, скажем, в условиях молчания государства. Есть и второй вариант — возможно, нынешним властям РА пора немного изменить свою позицию, определиться со своими подходами на международной арене.
Существует также процесс «Айакве», который неожиданно и очень быстро набрал необходимое количество голосов. Следующий этап, я уверен, будет проходить в таком же темпе, и вопрос будет передан в парламент. Я по-прежнему убежден, что этот процесс является очень хорошей возможностью для власти сохранить лицо, отказаться от своей политики уступок. Они всегда заявляют, что им важен голос народа, первый голос народа уже есть: используйте его, выйдите из процесса или заморозьте его.
А во-вторых, я верю, что в парламенте даже несколько десятков членов ГД помогут принять этот закон. В противном случае у всех тех депутатов, которые проголосуют против, это будет для них пожизненной проблемой, они не смогут от нее избавиться.
Беседовала Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
04.08.2023