Почему людям неспокойно, когда они не могут навесить на кого-то ярлык «своего» или «чужого»?
Разделение общества и человечества в целом на «черных» и «белых», «своих» и «чужих» — явление не чисто армянское и не свойственно лишь 21 веку. Это разделение является постоянным и, я бы сказал, фундаментальным изъяном человеческого мышления. Однако необходимо понимать, на каком именно этапе он выявляется. Если кто-то говорит «мы», то он обязательно имеет в виду, что есть и «они», если есть «здесь», то обязательно должно быть и «там». В этих разделениях нет ничего плохого и опасного. Например, если я говорю «мы, журналисты», я отождествляю себя с группой, которая занимается определенной работой. Это не значит, что другие профессии заслуживают меньшего уважения. То же самое с политическими убеждениями, религией, нацией, полом, сексуальной ориентацией, цветом кожи и т. д.
Чужой, не свой, «черный» появляется тогда, когда вы думаете, что какая-то группа людей представляет угрозу для мира, в котором вы живете, мешает вам реализовать поставленные цели. Но это еще не означает разделения мира на «черных» и «белых». Разделение происходит только тогда, когда люди начинают беспокоиться о том, что видят людей и группы, которым трудно навесить ярлык «своих» или «чужих».
В ограниченных умах это создает неуверенность, замешательство. Такие люди прилагают постоянные усилия для сохранения построенного ими «черного» и «белого» мира в «непорочном» виде.
Читайте также
В своей практике я много раз сталкивался с теми, кто свято хранит это разделение на «черное и белое». «Не так опасны явные члены АОД, как те, кто занимается пропагандой АОД скрыто»,- говорили после 1998 года. «Не так опасны очевидные республиканцы, как те, кто притворяется «нейтральным» и «объективным» — такие мысли озвучивались после 2008 года. «Лучше быть явным представителем ГД, чем скрытым, латентным николовцем»,- говорят сейчас. Во всех трех случаях обвинение направлено против меня и людей, мыслящих так же, как я. Я действительно никого не считаю врагом внутри Армении и всегда вижу свою миссию в том, чтобы в пределах своих полномочий снизить «температуру» ненависти во внутриполитической жизни. Я понимаю, что это не укладывается в «черно-белое» мировоззрение, но разве мы не видим, до чего довели нашу страну взаимная ненависть и вражда?
Прямым последствием такого мышления является то, что люди, считающие себя «белыми», начинают в своем окружении искать «черных». Например, то, что на национальном сленге называется «внутренний турок». Замечали ли вы, что некоторые политические партии, идолопоклоннические секты, религиозные фундаменталисты относятся к своим диссидентам, еретикам, «ренегатам» строже, чем к тем, кого они изначально объявляют врагами? Для этого существуют специальные «инквизиторы» (как бы они ни назывались), которые проверяют, не отклонился ли член данной группы от декларируемых догм. К счастью, этих «отступников» больше не сжигают на физическом костре. Теперь этот «костер» заменяется буллингом в социальных сетях. Один из персонажей Умберто Эко говорит: «Дьявол – это не победа плоти. Дьявол – это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению».
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
22.08.2023