Собеседник «Аравот» — чрезвычайный и полномочный посол РА, экс-министр иностранных дел Арцаха Арман Меликян.
— Есть утверждения, что в мире не существует института самороспуска государства, и поэтому указ президента Арцаха нелогичен и неконституционен, и депутатам Национального собрания Арцаха следует обратиться в Верховный суд Арцаха и объявить этот указ недействительным. Является ли это эффективным и реалистичным путем?
— Прежде всего, государственные органы Арцаха — Президент, Правительство, Национальное Собрание, в том числе упомянутый вами суд, должны объявить о решении продолжить свою деятельность. После этого можно будет определить, какие юридические процедуры следует осуществить. Несмотря ни на что, тот же господин Шахраманян будет обязан ответить, на каких условиях и с какой целью он подписал этот незаконный документ. Ирония в том, что требование азербайджанской стороны подписать указ о самороспуске государства фактически узаконивает существование Республики Арцах с момента ее провозглашения.
— Какие процессы привели к событиям, которые произошли в Арцахе? Это действительно было неизбежно?
Читайте также
— Помимо того, что Баку последовательно продвигал свои правовые и политические подходы и решал вопрос в свою пользу путем войны, официальные Ереван и Степанакерт не смогли сформировать реалистичную политическую повестку дня, которая обеспечила бы эффективную защиту наших интересов, хотя у них была такая возможность. При этом, такая возможность была у всех политических команд, пришедших к власти в Армении, в том числе и у правительства Никола Пашиняна. И это вопреки всем предупреждениям, которые публично были сделаны. Последовательно они все привели к гибели Арцаха, а Армению подвели к пропасти. Даже сейчас мы все являемся свидетелями безобразной грызни, наблюдаем за этим театром взаимных проклятий и обвинений, поиске виновных в произошедшем.
— Какова ситуация после встречи в Гранаде? Эксперты предупреждают о неизбежности возвращения Азербайджану анклавов, правящая сила утверждает, что в Гранаде мы получили то, что хотели.
— Мы все еще находимся в состоянии фактической войны. Все территориальные вопросы могут быть решены либо в результате двусторонних соглашений, либо в результате возобновления боевых действий. Гранада не устранила риск возобновления войны и не закрепила двусторонних договоренностей между Баку и Ереваном. В нашем случае слова руководителей имеют с реальностью очень мало общего.
— Вы однажды сказали, что военная поддержка Франции все еще неопределенна, и искать в ней утешения сейчас не стоит. Почему? На уровне министра иностранных дел Франции было объявлено, что есть договоренность о подписании соглашения в ближайшее время.
— События развиваются очень быстро. Хорошо, что министр иностранных дел Франции считает возможным заключение договора о военном сотрудничестве в неопределенном будущем, но меры самообороны нужны уже сейчас. Тогда как, даже если контракт будет подписан сегодня, на организацию соответствующих поставок из Франции в Армению уйдет много времени, а если речь идет о сложных вооружениях, то на надлежащую организацию подготовки личного состава, который их обслуживает, потребуются месяцы.
— После капитуляции Арцаха есть опасения, что Азербайджан нападет на Армению. Считаете ли Вы такую угрозу реальной? Смогут ли так называемый «коллективный Запад» или Российская Федерация сдержать Азербайджан?
— И Россия, и США могут остановить агрессивные амбиции Азербайджана, если захотят. Иной вопрос, захотят ли они это сделать и на каких условиях. Задача властей РА — выяснить, при каких условиях можно будет получить гарантии от сверхдержав о неприкосновенности границ РА. Честно говоря, на этапе нынешних геополитических событий я бы не стал верить в незыблемость таких гарантий, хотя в этом направлении необходимо сделать все возможное. Считаю очень важным дать толчок развитию нашей оборонной промышленности и углубить сотрудничество между производителями и армянской армией.
— Какое влияние происходящее в Израиле может оказать на баланс сил на Южном Кавказе?
— Я думаю, что после завершения антитеррористической операции в секторе Газа Израиль вместе со своими союзниками сосредоточится на решении проблемы свержения иранской теократии. Возможно, одно с другим будет совмещено, не будем забывать, что в Израиле уже призвано 300 тысяч резервистов.
— Замечаете ли вы изменение внешнеполитического вектора Армении на данном этапе?
— Нынешние власти пытаются маневрировать, и сейчас в армяно-российской политической риторике наблюдается определенная эскалация. Не исключаю возможности смены вектора, но шаги, предпринимаемые в этом направлении, не предусматривают окончательного разрыва отношений, хотя степень взаимного недовольства правящих элит возрастает.
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
12.10.2023