Лента новостей
Новости дня

«Либо Азербайджан должен был уйти с исторической арены, либо Армения, и мы теперь уходим»

30 октября,2023 10:44

Собеседник «Аравот» — координатор инициативы «Армянский выбор» Армен Агаян.

— Ожидаема ли для вас была сдача Арцаха и исход армян оттуда? Как вы считаете, что и почему произошло?

— Это было не просто ожидаемо, а практически неизбежно. Капитуляция 9 ноября не могла завершиться иначе, как полным исходом армян из окруженного и переданного Азербайджану Арцаха. Не обязательно таким путем, но подобное развитие событий было неизбежным.
По предварительному азербайджано-российскому плану, исход армян должен был произойти поэтапно, в течение нескольких миротворческих пятилеток, когда народ Арцаха, не выдержав изолированной, унизительной, опасной и безнадежной жизни, должен был постепенно покинуть эту землю, пока их не осталось бы так мало, что присутствие миротворцев стало бы бессмысленным. За это время произошло бы несколько событий: в обмен на Лачинский коридор Баку получил бы Зангезурский коридор, были бы арестованы сотни «военных преступников», оставшимся в Арцахе лицам были бы навязаны азербайджанские инфраструктуры, а Баку продемонстрировал бы миру, что армянам не грозит физической расправы.

Все пошло не так из-за украинской войны. Побежденная Россия в любой момент могла бы уйти из региона, и народ Арцаха оказался бы под защитой Запада, а у Баку с ним не было никаких соглашений. Эта неопределенность заставила Баку ускорить процесс надлома арцахского народа. Однако они не только не сломились, они отчаянно сопротивлялись на поле боя. Баку понял, что в случае продолжения военной операции ему не избежать клейма свершителя геноцида и согласился на исход армян, даже отказался от плана проведения массовых арестов. Но для них, возможно, стало неожиданностью, что арцахцы все как один покинут свои дома и могилы, но не согласятся жить под турками. Возможно, они надеялись, что останется хотя бы тысяч двадцать стариков, и они покажут всему миру, как пекутся о пенсионном обеспечении и здравоохранении армян. А люди рассказывали бы журналистам, что своей счастливой старостью они обязаны Алиеву.

На самом деле у Баку был огромный инструментарий для более мягкого исхода армян, но почему-то, возможно, из-за неточных прогнозов, он остановился на одном из худших для себя решений, в том числе с точки зрения дальнейших планов. В частности, он больше не сможет «обменять» Зангезурский коридор на Лачинский и несколько осложниться ситуация в международных судах на тему возвращения покинувших Армению турок.

— Возможно ли изменить ситуацию или мы всё безвозвратно потеряли?

— Ситуацию изменить невозможно.
Есть люди, потерявшие чувство реальности, чтобы обнадежить себя, они пытаются провести спортивную параллель, якобы счет сравнялся 1:1 и игра не окончена, один раз мы победили, один раз турки, в следующий раз мы можем снова победить. Нет и тысячу раз нет. Мы ни разу не выигрывали Арцахскую войну, мы оставили ее незавершенной в выгодной позиции, и этой фатальной глупостью позволили туркам поставить нас на колени и одержать единственную и окончательную победу. Мы так и не поняли, что эта война была не только за Арцах, это была война не на жизнь, а на смерть, и либо Азербайджан должен был уйти с исторической арены, либо Армения. И теперь мы уходим. «Мирная повестка дня» на самом деле является программой национально-государственного самоубийства, она и сегодня продвигается, в разгар продолжающейся войны. А мы не понимаем, что мир не является самоцелью, что он может быть двух видов: мир, навязанный поражением и потерями, который ставит под угрозу наше существование, или мир, продиктованный победой над врагом, который закладывает основы долговечности и развития.

Если мы не хотим быть стертыми из истории, если мы действительно этого не хотим, если мы готовы на большие жертвы, то мы должны понять, что нам придется с нуля готовиться к новой войне с реальными, экзистенциальными целями и основаниями. И эта война будет не только против Азербайджана, но и Турции. Я уверен, что мы сможем это сделать, но не уверен, что мы этого хотим и что мы готовы к этому. Но то, что мы не хотим войны, то, что мы не готовимся к ней, нас не спасет от нее. Она будет продолжаться, она и сегодня продолжается и не прекратится до тех пор, пока Армения не прекратит свое существование или не сдастся на милость турок.
Если мы думаем, как изменить ситуацию, а по сути, о том, чтобы заслужить право на национальное существование, мы должны начать с создания национального государства и перевоплотиться во всеобъемлющую систему безопасности, в нацию-армию, не в вигенсаргсяновской нелепой трактовке, а в реальную. И если мы сделаем это достаточно быстро, то сможем предоставленную врагом очередную возможность превратить в величайшую и победоносную отечественную войну, цели которой уже не будут ограничиваться лишь освобождением Арцаха, а, как минимум, полным контролем над устьем Аракс-Кура. Другого выхода нет.

— Кто виновники и кто несет ответственность за эту ситуацию? Самвел Шахраманян, который подписал указ о роспуске Республики Арцах?

— Конечно, нет. Причем тут Шахраманян? Виноваты все мы, побежденные, и особенно те, кто нес особую политическую ответственность, были прежде у власти или по сей день находятся у власти. Шахраманян был мелким чиновником в Степанакерте и его действия не могли существенно изменить ситуацию.

— В эти дни активен Самвел Бабаян, бывший командующий Армией обороны, он уверенно говорит о «закрытии неба» Армении французским оружием. Кстати, в свое время Араик Арутюнян точно так же говорил о «закрытом небе» Степанакерта, сейчас он находится в бакинской тюрьме… Самвел Бабаян рассказывает о каких-то своих предложениях, о переговорах с азербайджанской стороной, выдвигает ультиматум арцахцам, не разделяющим его взгляды и т.д. В результате всего этого несколько дней назад возле представительства Арцаха в РА произошел довольно неприятный инцидент. Что вы скажете по поводу всего этого? Кто снова ловит рыбу в мутной воде?

— Мы все так устали от сказок. Я, конечно, благодарен Парижу за военную помощь или, как минимум, за обещания, но если несколько единиц системы ПВО означает закрытие воздушного пространства, то автора этой идеи с натяжкой можно назвать военным экспертом. И вообще, знания и опыт полевых командиров 90-х, даже нынешних генералов сильно устарели. У нас пока нет специалистов по современной войне. И подобные заявления являются скорее пропагандой, так же как и все последние выступления Бабаяна Самвела являются пропагандистскими играми в пользу Никола Пашиняна или ему в угоду. Кроме того, Самвел Бабаян находится в своеобразной локальной конкуренции с арцахской элитой с целью вывести всех на чистую воду и на этом фоне оказаться единственным, кто знает правду, но неоцененным. Однако насколько я следил за этим персонажем, с 1994 года ни одно из его публичных предложений и политических шагов не имело никакого положительного значения.

— Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев на днях заявил, что так называемый «Зангезурский коридор» потерял свою привлекательность. Почему столь важный для турецко-азербайджанского тандема проект вдруг поблек, на какую стадию вступает региональное развитие?

— Не поблек. И вопрос этого коридора, и вопрос анклавов, и вопрос возвращения азербайджанцев в Армению, и вопрос безопасного проживания в Армении останутся на повестке дня Баку. В частности, все они будут жестко включены в обсуждения мирного договора. Эти вопросы актуальны, так как являются важными инструментами для полного исхода армян из Армении и ликвидации РА как государства. А для турок эти цели неизменны.

Просто сегодня активно обсуждался вопрос коридора как предлог для нападения на Сюник. Возможно, турки думают, что они не переварят эту агрессию так скоро после опустошения Арцаха, и поэтому говорят о «потере привлекательности». А спустя некоторое время, после того как они переварят Арцах, вопрос снова окажется на повестке дня.

Если вы заметили, на данном этапе Баку избегает переговоров и по мирному договору. Дело в том, что он не может вести переговоры и не затронуть вопрос Зангезурского коридора. Он не может подписать договор, который не включает в себя такие важные составляющие, как азербайджанский контроль над Арменией и, с течением времени, интеграция. Следовательно, не будет подписано ни одного соглашения и не будут возобновлены переговоры, пока турки снова не смогут предъявить Армении неприемлемые требования. Туркам не нужен мир, им не нужен договор, им нужно отметить еще одну победу либо на дипломатическом, либо на военном поприще.

— На последней сессии вопросов и ответов НС Никол Пашинян заявил, что считает бессмысленным оставить российскую базу в Армении.

— То, что российская военная база не имеет смысла, известно давно. Она не должна была защищать нас от Азербайджана, не могла защитить нас и от Турции, особенно если бы Турция напала с территории Азербайджана, как это и произошло. Более того, это — российская военная база, а Россия – вражеское государство, имеющее много общего с нашими врагами, которое фактически не признает независимость Армении и пытается включить РА в проект СССР-2. Но Никол это только теперь понял. На самом деле, не до конца-то он и понял. Но комментировать действия или слова человека, находящегося не на своем месте, не знающего страну, которой он правит, предполагает большую затрату нервов. Позвольте мне пощадить себя.

Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН

Газета «Аравот»

27.10.2023

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать