Трансляция новогоднего послания Католикоса Всех Армян на канале Հ1 была традицией, существовавшей еще со времен Его Святейшества Вазгена Первого. Отказ от этой традиции является выражением ограниченности нынешних властей. Когда уровень мышления ограничивается мелкой, провинциальной местью, не поднимается до государственного и тем более международного уровня, это, конечно, печальное явление. В авторитарных странах все государственные решения принимаются если не по указанию первого лица, то уж точно с учетом его предпочтений и прихотей.
Более того, в сегодняшней Армении я считаю вполне реальным, что премьер-министр лично приказывает принять меры не только против выступления или публикации в прессе, которые ему не нравятся, но и против автора «статуса», комментария или «лайка» в Facebook. Поэтому можно предположить откуда идет указание о том, чтобы выступление священнослужителя не нравившееся Пашиняну, не оказалось рядом с его, премьер-министра, новогодним обращением и имела ту же телеаудиторию.
Но я уверен, что здесь есть и принципиальная проблема. Вражда властей с Первопрестольным или в целом с Армянской Апостольской Церковью – это самое безрассудное, что можно было сделать в данной ситуации. Не учитывается, какую роль играет наша церковь в Диаспоре. На демарш властей уже отреагировал матенадаран «Ваче и Тамар Манукян». А без общенародных усилий невозможно укрепить основы нашей государственности, расшатанные за эти 3-5 лет.
Я уверен, что ААЦ должна сыграть объединяющую роль и внутри Армении, с точки зрения общественной солидарности, чего, признаюсь, я не понимал несколько лет назад. Политика, экономическая деятельность, правовая система, образование, культура, все остальные сферы должны быть поставлены на этические основы, «этос». И эту основу нам дает прежде всего 1700-летняя традиция, начиная с Григора Лусаворича и Месропа Маштоца. Здесь не нужно изобретать велосипед.
Читайте также
Конечно, наша церковь тоже должна измениться, соответствовать современным требованиям, мышление духовенства тоже нуждается в повышении уровня. Проблема, как говорится, институциональная.
Арам АБРАМЯН