В гимне Армении есть слово «враг». Конечно, было бы лучше, если б не было. Но это не достаточная причина для отказа от гимна, поскольку, как мне доводилось писать, главное в вопросе символов — это институциональная память, государственная традиция, та «арка», которая связывает нас с предыдущими поколениями.
С другой стороны, как называть страну, которая напала на армянские территории, месяцами держала наших соотечественников в осаде, а затем изгнала их с земли, на которой тысячелетиями жили армяне? Другом?
Но здесь есть еще один важный момент. Нынешняя власть хочет искоренить враждебность по отношению к чужим со стороны нашего общества и народа. Такой подход верен, если мы говорим о какой-либо этнической группе, нации, и, на мой взгляд, неверен в случае политики, проводимой иностранным государством. В то же время, то же правительство делает все, чтобы сохранить враждебность неугасающей внутри народа.
Пашинян, пришедший к власти в 2018 году исключительно на основе ненависти и враждебности, продолжающий удерживать власть за счет этих чувств и пытающийся время от времени освежать эту вражду риторикой против «сучьих потрохов», говорит о недопустимости вражды. Это, мягко говоря, лицемерный подход.
Читайте также
Ожидать, что эта власть прекратит распространение ненависти и вражды, не будет способствовать расколу общества, мы, рядовые граждане, конечно, не можем. Это их источник энергии и выживания, их, можно сказать, пища.
Скажу, что мы можем сделать. Вражда – это инфекция, вирус, который мы оставляем в своем уме, в своей душе и передаем другим. А что произойдет, если мы не примем внутрь эту заразу?
Например, каждый день я получаю несколько «враждебных сообщений» в социальных сетях — не знаю, из «фабрики фейков» они или спонтанные. Но у меня нет абсолютно никакой неприязни к этим людям. Наоборот, я желаю им всем (включая элиту ГД) здоровья и счастья. Так что я уверен, что снижаю уровень враждебности в нашем обществе на 0,0000001 процент.
Арам АБРАМЯН