Уже ни для кого не секрет, что антицерковное движение как минимум поощряется нынешней властью. Активисты этого движения имеют определенные привилегии «в верхах» или, по крайней мере, они ожидают привилегий в обмен на свою активность. В этой деятельности я вижу более глубокие корни, чем просто протест против Первопрестольного Святого Эчмиадзина или католикоса. Скорее, это ценностная позиция направляемая властями. Объяснение, которое лежит на поверхности, обозримо: для таких деятелей, как Пашинян, не должно быть другого объекта поклонения, кроме собственной персоны. Чем ограниченнее кругозор человека, тем больше вероятность того, что, получив определенную власть, он возомнит себя мессией.
Но в глубине есть что-то другое. И параллель здесь проводится не с царем Папом (хотелось бы…), а с большевиками 1920-30-х годов. Или с фильмом «Люди в черном», когда специально обученные люди одним нажатием кнопки стирали людям память.
Это мечта всех властей. Разница между «красными хунвейбинами» и «либеральными активистами» на самом деле не так уж велика. Обе группы верят в неизбежное «светлое будущее», в котором не будет места «отсталым предрассудкам». Обе группы верят, что в результате социальных реформ родится «новый человек» или «гордый гражданин», который под умелым руководством мудрых руководителей будет жить беззаботной и счастливой жизнью. Таким образом, человеку больше не понадобятся другие ориентиры, другие «маяки». Такой подход вполне выгоден нынешней власти еще и потому, что такие «гордые граждане» постепенно теряют свою национальную идентичность и готовы вести свою беззаботную жизнь под любым игом.
…Я лелею надежду, что в ходе «реконструкции» Конда нынешняя власть не снесет церковь Св. Иоанна Крестителя и не поставит на ее месте 10-метровую статую «гордого гражданина».
Читайте также
Арам АБРАМЯН