Прошло почти полгода с тех пор, как армяне Арцаха были насильственно выселены, а переехавшие в Армению наши соотечественники продолжают жить воспоминаниями и с большой надеждой ждут и верят, что придёт вожделенный день возвращения на родину.
«Если я на миг перестану думать, что мы обязательно вернёмся, наверное, не смогу жить. Мы и сейчас, как вернулись в 2020 году, вернёмся, если будут гарантии. Мы и тогда проезжали через азербайджанские посты — наша надежда была на русских… Тогда было, действительно, по-другому. За два года российско-украинской войны всё резко изменилось», — говорит в беседе с «Грапарак» жительница Арцаха Мануш Минасян. Хотя Ереван для Мануш родной город — она получила высшее образование в Армении, какое-то время жила здесь, а сейчас как научный работник занимается любимым делом, тем не менее, то, что было и что она имела в Арцахе, та работа, которой она занималась, была совершенно иной – была её.
Мануш Минасян была руководителем статистической службы правительства Арцаха. В беседе с нами она вспоминает первые месяцы блокады, когда в Арцах больше невозможно было доставить продукты питания и медикаменты из Армении. Сразу возник дефицит продуктов и медикаментов. До этого ежедневно из Армении в Арцах ввозилось 400 тонн грузов.
«В то время госминистром Арцаха было Рубен Варданян. Усилия Рубена Варданяна по преодолению создавшейся вследствие блокады шоковой ситуации были титаническими. Наш рабочий день стал ненормированным — мы работали над программами развития. Хорошо помню, как меня срочно вызвали в день Святого Рождества. Например, всего одна машина в день заезжала в Арцах, и нужно было её заполнить самыми необходимыми товарами потребительской корзины. Мы работали до поздней ночи. Потом к нам прикрепили сферу услуг, чтобы бизнес тоже не пострадал, и так была внедрена талонная система, которая при Варданяне работала самым совершенным образом, в магазинах очередей не возникало. Он начал этап сотрудничества с сельчанами, начали закупать у них сельхозпродукты, что было довольно эффективно. Во время наших еженедельных обсуждений госминистр всем нам давал слово, возможность высказаться, и получалось, что обо всём мы имели представление. Он работал в другом стиле. Наряду со всем этим, приоритетом были образовательные программы, в чём Арцах очень нуждался. Рубен Варданян – человек науки, человек-философ, и для меня до сих пор осталось непонятным, как он в себе сочетал это с бизнесом. Жаль, что он недолго остался в системе государственного управления – он бы многое изменил. Помню период безнадёжности, когда он подал в отставку. Но, когда мы узнали, что он не уезжает, даже в той ситуации это наполнило нас надеждой. Однажды один из друзей Варданяна сказал, что мы ему так и не сказали спасибо, что оставил всё в эти тяжёлые времена и приехал к нам, чтобы быть рядом с нами. Я сказала, что для арцахцев не столь характерно говорить спасибо, арцахцы ценят человека за его дело, а Варданян, когда приехал в Арцах, поначалу все к нему относились с недоверием, хотя знали, что он и раньше в Арцахе реализовал множество программ, даже его сын служил в Арцахе. Я сравнила его с Монте. Монте тоже поначалу с недоверием приняли в Арцахе, а потом, когда мы собирали статистику, имя «Монте» было на втором месте в Арцахе. Уверена, что после 2020 года тот же успех был бы у имени «Рубен»», — рассказывает наша собеседника, с болью высказывая сожаление, что возможности вести такую статистику больше не будет.
Читайте также
«В связи с теми же благотворительными столовыми, когда Варданян их инициировал, в начале люди оскорбились, но всего через два дня всё изменилось, потому что увидели, что в этом нет никакой саморекламы. Волонтёры так преданно работали, что пищу доставляли на дом. После того, как Рубен Варданян был уволен с должности, он продолжил работать. Мне был поручен блок государственного управления и финансов. Мы объединили экономические центры Армении и наш, проводили онлайн дискуссии со специалистами из РА, наши друзья из Армении нам очень помогали, мы рассчитывали ежедневные потери, понесённые Арцахом, и понимали, всё идёт к тому, что нам придётся бороться ценой жизни».
В ходе беседы Мануш вспоминает последние проведённые в Арцахе дни, встречу с Рубеном Варданяном. «Он был очень озабочен, но нельзя было ожидать, что особенно он – человек, который за всю свою жизнь ничего кроме благотворительности и гуманизма не делал, сегодня окажется в месте, которого никогда не был достоин. Я сейчас себя очень плохо чувствую, что я здесь – в Армении, а он – в бакинской тюрьме… Он связал Арцах с миром, сделал Арцах узнаваемым. Азербайджан именно потому выдвинул своё требование, потому что Варданяну удавалось, он мог… Всё равно, я верю в справедливость – он вернётся…».
Аревик Акопян
Газета «Грапарак»