Собеседник Aravot.am – армянский предприниматель, писатель, поэт из диаспоры Ваан Заноян.
— Кандидатура бывшего госминистра Арцаха Рубена Варданяна номинирована на Нобелевскую премию мира. Как Вы считаете, это каким-либо образом окажет влияние на его судьбу? Можно будет его возвратить после более чем шестимесячного плена в бакинской тюрьме?
— Прежде всего, по-моему, независимо от нынешней ситуации, думаю, что Рубен Варданян достоин этой премии деятельностью своей жизни – и гуманистической, и экономической, и образовательной. Кстати, речь не только о его деятельности в Армении и Арцахе, а вообще, и в частности о его вкладе в дело мира в Армении и Арцахе.
Рубен в Шуши восстановил шиитскую мечеть и во время восстановления мечети у него было одно очень интересное выступление, часть которого была перед отремонтированной им мечетью, другая – перед разрушенной азербайджанцами во время 44-дневной войны церковью Шуши. В этом выступлении он говорит, что ради мира мы готовы быть более терпимыми, но это должно быть взаимно. Твой визави тоже должен к этому стремиться. Так что он в рамках своих возможностей также внёс вклад в дело мира во всём мире.
Читайте также
И вторая важная вещь, которую я хочу подчеркнуть: кандидатура каждого может быть выдвинута. Само по себе номинирование не является чем-то большим – тысячи людей могут номинировать в качестве кандидата. Если не ошибаюсь, в прошлом году даже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был номинирован на Нобелевскую премию Сенатом Пакистана.
Но в этом случае есть два примечательных и существенных отличия: прежде всего, Рубен находится в бакинской тюрьме, находится в плену, что имеет большой смысл и для нас, и для азербайджанцев.
Во-вторых, среди тех, кто номинировал его кандидатуру есть лауреаты Нобелевской премии прошлых лет. То есть, группа предложивших его намного более весома и по этой причине реакция азербайджанцев на эту номинацию была истеричной. Азербайджан задействовал весь свой пропагандистский аппарат, чтобы представить Рубена как террориста, ему приписывают отмывание денег… Человека в чём только ни обвиняют, чтобы опозорить номинирование его кандидатуры. Я думаю, азербайджанская пропагандистская машина попытается работать в своём стиле – вкладывая громадные деньги в лоббизм, как вели себя до сих пор, чтобы помешать выбору его кандидатуры.
Как бы то ни было, если азербайджанские планы не увенчаются успехом и комитет, тем не менее, выберет кандидатуру Рубена Варданяна, на дипломатической плоскости Азербайджан столкнётся с довольно серьёзными проблемами. В этом случае единственным их оружием будет попытаться дискредитировать не только Рубена, но и комитет премии, саму премию: представить её как лживую, политизированную премию. По мере продвижения Баку будет усиливать эту свою пропагандистскую кампанию.
Возвращаясь к вопросу, поможет ли это освобождению Рубена, честно говоря, не могу ответить. Но ясно, что в Азербайджане первая реакция на эту номинацию очень негативна. Они начали огромную работу по пропагандистской войне: пытаются всё это представить как армянский PR, или PR-кампанию, организованную окружением Рубена, а не справедливым стремлением выразить признание его работе в прошлом.
Точнее сказать, поможет ли это номинирование освободить Рубена или ещё больше помешает, также сложно. Во всяком случае, если его освободят после всего этого, будет означать, что кое-как, косвенным образом вынуждены будут принять действительность.
Ясно одно – сегодня Азербайджан стоит перед дипломатическими сложностями, и намного большими, чем какое-либо другое государство.
— У нас есть и другие люди, находящиеся в плену в бакинских тюрьмах. Бывшие военно-политические руководители Арцаха, люди, которые по разным причинам оказались в плену и если о Рубене Варданяне мы периодически вспоминаем, имея в виду также его международную деятельность, то о других пленных вспоминают меньше.
— Да, вы правы. Нужно чаще вспоминать, тем более что, по-моему, предъявленные в Баку пленным обвинения, будь то бывшие представители военно-политического руководства Арцаха или простой человек, несправедливы. Мы должны об этом постоянно говорить, независимо от того, согласны ли мы с политической деятельностью этих деятелей или нет, разделяем ли мы их взгляды или нет, но обвинение Баку, что они террористы, сепаратисты, действовали против государства Азербайджан совершенно беспочвенно. В этом смысле у нас есть вина, что мы не говорим об этом больше, позволяем, чтобы легко забылась тема наших пленённых в Баку соотечественников.
Но, когда определённые сомнения проснутся, люди сконцентрируются на миролюбии, человеколюбии труда Рубена и поймут, почему он номинирован на эту премию её лауреатами, надеюсь, тогда таким же образом проснутся подозрения также по части других заключённых.
Баку будет усиливать свою пропагандистскую кампанию, нам нужно быть готовыми к контрпропаганде, но не знаю, есть ли сегодня в Армении во власти, вне власти такая сила, организация, которая готова заниматься этим вопросом.
— Во власти, во всяком случае, нет, и это, к сожалению, эти годы показали.
— К сожалению, это так. Но, в конце концов, не будем забывать об одном: Рубен среди всех пленных единственный гражданин Армении. Речь о пленённом гражданине РА. Независимо от того, как мы относимся к его политическим подходам, гражданин РА находится в бакинской тюрьме – он наш гражданин, который пленён и номинирован на эту премию, и хотя бы только это должно быть причиной, чтобы этот вопрос мы сделали темой серьёзных обсуждений, отстаивали его кандидатуру.
Здесь большую обязанность имеют именно власти. Власти имеют большую ответственность по отношению к гражданам своего государства, которые находятся в тюрьмах других государств. Это не мой закон, это всемирный порядок.
Нужно действовать.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН