«Когда религия соединяется с политикой, рождается инквизиция», — писал Альбер Камю. В целом, я согласен. Только нужно разобраться, что мы подразумеваем под словом «религия» и что такое «инквизиция». Начнем со второго.
Оставим в стороне тот факт, что истории о католической инквизиции, популярные в XVII-XVIII веках, сильно преувеличены, исковерканы и, как сейчас принято говорить, манипулятивны. Меня интересует другой вопрос: не существовсала «инквизиция», т.е. расследование еретической греховности стороны властей разных государств после «темных веков»? Нет ли таких гонений сейчас? Конечно, времена нынче более «гуманистические», инакомыслящих сейчас, насколько я знаю, на кострах не сжигают. Сегодня на них натравляют «фабрики фейков» или используют против них алгоритмы. Это не смертельно, человек с более-менее твердыми убеждениями и крепкими нервами такое вынесет. Но будет явным преувеличением сказать, что признаков инквизиции сегодня не наблюдается.
Перейдем к религии и «религии». Предположим, в той или иной стране произошла революция, после которой людей разделяют на две категории: на тех, кто «разделяет революционные идеалы» (белые) и тех, кто этих идей не придерживается (черные). Не оборачивается ли в таком случае революция «религией»? Когда человек не хотел поклоняться Ленину-Сталину, не хотел «строить социализм» и отправлялся за это в ГУЛАГ, не значило ли это, что коммунизм — это «религия»? Когда кто-либо подозревался в «левых» взглядах и на этом основании его увольняли с работы, разве антикоммунизм не был «религией»? Когда человек называет войной и агрессией «спецоперацию» и за это его сажают на десять лет, не значит ли, что СВО — это «религия»? Проблема, повторюсь, не в строгости наказаний, их степень несопоставима. Речь о «религиозном» подходе.
Сегодня в Армении полицейские валят людей на асфальт и расшибают им головы. Но поклонники Пашиняна здесь и за рубежом говорят: «Поскольку это правительство демократическое и прогрессивное, а протестующие — отсталые клерикалы и «теократы», значит, людей можно бить по голове». Выходит, демократия и прогресс – тоже «религии».
Читайте также
Арам АБРАМЯН
Этот фотошоп был сделан во время революции 2018 года. Из него видно, что и революция может быть религией.