Тот факт, что протест против «проазербайджанских» действий властей Армении возглавляет духовенство, а не политики, безусловно, говорит о глубоком политическом кризисе. По большому счету, политическая система в Армении не состоялась: предпочтения граждан основаны на несистемных, сугубо личных факторах. Единственный более-менее авторитетный человек во власти — Пашинян (но не ГД), да и то доверие к нему за последние три года упало. Наши самые известные оппозиционные партии, РПА и АРФД, ассоциируются с «предыдущей властью», что отчасти справедливо, отчасти является результатом эффективной пропаганды властей.
Таким образом, ни один оппозиционер не обладает авторитетом архиепископа Баграта Хотя и ему стремятся приписать связь с Кочаряном или с Россией: именно ему удалось объединить массы, недовольные политикой власти. Люди, следующие за архиепископом, не сомневаются в его искренности.
Все это очевидно, и оппозиционным политикам остается только смириться с этим фактом. Но кризис не только политический, но и духовный. Иначе и быть не может в стране, потерпевшей тяжёлое, позорное, унизительное поражение. Возможно, вы скажете, что большинство граждан РА ничего подобного не испытывает. Но даже если этого нет на сознательном уровне, ощущение все равно сидит глубоко в сердце всех тех людей, которые считают себя армянами.
В этих условиях вполне естественно стремление к духовным ценностям, стремление заполнить чем-то брешь в душе. Конечно, параллель во всех отношениях весьма условна, но напомню, что в Германии после 1945 года католические и протестантские священники вместе с интеллигенцией вышли к народу, чтобы убедить разные слои общества в том, что хоть Родина и изувечена, но вера, религия, история, культура, искусство, этические нормы – все это не пустые слова, они, так сказать, «в силе». Так образовались две «правые», ныне крупные партии, Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы (CDU-CSU), и в более широком смысле, так образовалась современная Германия.
Читайте также
Эту работу, вне зависимости оттого, когда произойдет смена власти, необходимо провести и в Армении. Спрос на это, повторяю, есть. И именно на основе этой объективной реальности духовенство оказалось в центре общественного внимания.
В целом, мы не до конца оценили роль религии в области государственного строительства. Вот что пишет один из отцов-основателей США, второй президент этой страны (1797-1801) Джон Адамс: «Патриот без религии, по моему мнению, парадокс столь же большой, как честный человек без страха Божия». Однако не исключено, что Адамс был «российским шпионом». Или он хотел посторить теократию.
Арам АБРАМЯН