Премьер-министр Никол Пашинян присутствовал на церемонии открытия международной конференции “Ереванский диалог”. Конференция была организована министерством иностранных дел Республики Армения в сотрудничестве с индийским аналитическим центром “Observer Research Foundation”. В мероприятии приняли участие представители официальных, экспертных, академических, деловых кругов, руководители международных организаций, общественные деятели и аналитики из более 80 стран.
Никол Пашинян выступил с речью, в которой отметил:
“Многоуважаемый президент Республики Армения,
Уважаемые присутствующие,
Приветствую начало и учреждение конференции “Yerevan Dialogue”. Очевидно, что “Yerevan Dialogue” является важной площадкой для обсуждения вопросов международной и региональной повестки, обмена мыслями и предложения идей. И в этой связи я хочу сразу затронуть вопрос, который, пожалуй, больше всего интересует эту аудиторию: возможен ли прочный и стабильный мир в регионе Южного Кавказа и реалистичен ли он?
Читайте также
Это, конечно, вопрос, на который должна отвечать не только Республика Армения. И я постараюсь ответить на вопрос по нашей части и отвечу на этот вопрос с позиции Республики Армения. Итак, прочный мир на Южном Кавказе не только возможен, но и реалистичен. Почему я так думаю? Сейчас я попытаюсь представить обоснование нашей позиции по нескольким ключевым моментам.
Прежде всего, конечно, я должен коснуться переговоров по мирному договору между Республикой Армения и Азербайджаном. В последнее время вы много слышали, что 80 процентов мирного соглашения согласовано. Заявления об этом были озвучены с разных трибун, и я хочу отметить, что это означает на практике.
На данный момент полностью согласованы 13 статей и преамбула к проекту мирного договора, частично согласованы еще 3 статьи, состоящие в основном из 2 предложений, и если быть более точным, 1 из предложений этих статей согласовано, другое — не согласовано.
Принимая во внимание, что согласованные положения мирного договора между Азербайджаном и Арменией, по сути, включают в себя все или ключевые, краеугольные фундаментальные положения установления отношений, Республика Армения предлагает взять то, что согласовано на данный момент, подписать его, иметь основополагающий документ, после чего продолжить обсуждение остальных вопросов, тем более, что одна из согласованных статей мирного договора предусматривает механизм, который позволит обеим сторонам, Республике Армения и Азербайджанской Республике, продолжить обсуждения посредством совместного механизма.
Не говоря уже о том, что в согласованной на данный момент части мирного договора четко предусмотрено положение об установлении дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном. И следовательно, мы можем пойти на такие решения, и мы сделали это предложение публично и официально. И я хочу подтвердить нашу готовность, мою готовность подписать в ближайшем будущем согласованный текст договора о мире и установлении отношений.
Следующая важная тема между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой – это, конечно, процесс делимитации границ, и здесь у нас тоже есть существенный сдвиг. И этот сдвиг выражается в том, что соответствующие комиссии Армении и Азербайджана недавно подписали Положение о совместной деятельности комиссий по делимитации границы. И в этом документе зафиксировано то, о чем стороны заявили 19 апреля текущего года в пресс-релизе по итогам 8-го заседания комиссий. Т.е. Алма-Атинская декларация зафиксирована в качестве базового принципа процесса делимитации, а также зафиксировано, что в процессе делимитации стороны будут руководствоваться именно Алма-Атинской декларацией.
Для тех наших коллег, которые нуждаются в более детальной информации, хочу подчеркнуть, что Алма-Атинскую декларацию подписали ряд бывших советских республик, в том числе Армения и Азербайджан, и эта Декларация в контексте обсуждаемой темы, по сути, содержит два ключевых положения. Первое из этих положений заключается в том, что Советский Союз прекращает свое существование, а второе — в том, что стороны, подписавшие Алма-Атинскую декларацию, признают и уважают территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ. И это очень важная база, которая, по сути, если интерпретировать соответствующее положение Алма-Атинской декларации, означает, что Республика Армения и Азербайджанская Республика признают друг друга в рамках территорий советских республик.
В настоящее время в Республике Армения и Азербайджане, согласно договоренности, этот документ проходит процесс внутреннего согласования, внутригосударственных процедур. И, конечно, я надеюсь и убежден, что, по крайней мере, в Республике Армения мы сделаем все, чтобы его завершить. Сейчас правительство приняло проект и направило его в Конституционный суд для установления его соответствия Конституции.
Следующей важной с точки зрения оценки ситуации в нашем регионе и установления прочной стабильности темой является, конечно же, открытие региональных коммуникаций, и я надеюсь, вам известен разработанный правительством Республики Армения проект “Перекресток мира”. Этот проект не только предусматривает открытие региональных коммуникаций между Арменией и Азербайджаном, то есть железных дорог, автомагистралей, возможных кабелей, возможных газопроводов, линий электропередач и других каналов связи, но также предполагает, что аналогичное развитие произойдет также между Арменией и Турцией.
Конечно, “Перекресток мира” для нас важен и потому, что в случае реализации этого проекта мы также получим возможность иметь железнодорожное сообщение с Исламской Республикой Иран, отношения с которой, понятно и очевидно, очень важны для нас. Мы также получим возможность иметь железнодорожное сообщение с Турцией, с Европой, с Россией. Конечно, у Азербайджана также появится возможность иметь железнодорожное сообщение с Турцией и Исламской Республикой Иран через территорию Армении.
И, конечно, здесь важно также установление автомобильного и железнодорожного сообщения между Нахичеванью и основной частью Азербайджана через территорию Республики Армения. И мы готовы, как видно из проекта, обеспечить такую коммуникацию, но надо еще констатировать, что сегодня Нахичевань не лишена транспортного сообщения, Нахичеванская Автономная Республика Азербайджана имеет возможность связи с внешним миром как через территорию Исламской Республики Иран, так и через территорию Турции. И, по сути, мы готовы в любой момент приступить к реализации этого проекта, в том числе обеспечить транспортное сообщение между основной частью Азербайджана и Нахичеванью.
Скажу больше, уже почти два года в повестке и около повестки дня правительства Республики Армения циркулирует проект решения правительства, в рамках которого мы готовы реализовать этот процесс. Что же препятствует этому процессу? Этому процессу препятствует тот факт, что, кажется, не все наши коллеги склонны воспользоваться той возможностью, которую мы предлагаем. В частности, вы тоже, возможно, слышали, есть много обсуждений о том, насколько проект “Перекресток мира” соответствует или вписывается в логику Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. В последнее время дискуссии по этому поводу активизировались, и в этих дискуссиях делается попытка представить, что Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года подразумевает, что безопасность этих коммуникаций на территории Республики Армения должна обеспечиваться третьими силами или третьей страной.
Должен сразу сказать, что такое восприятие не имеет ничего общего с действительностью, и чтобы всё было более обоснованным, я сейчас процитирую отрывок из пункта 9 Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года: “Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях”.
Как видите, Трехсторонним заявлением от 9 ноября за Республикой Армения закреплена функция по обеспечению безопасности и роль гаранта безопасности открытия региональных коммуникаций на территории Республики Армения. Это открытый, публичный, понятный текст, и иначе быть не могло, потому что нелогично, чтобы какая-либо другая страна обеспечивала безопасность на территории суверенной страны.
В целом, я хочу вам сказать, что, ссылаясь на Трехстороннее заявление от 9 ноября, некоторые международные партнеры пытаются представить то, чего нет в Трехстороннем заявлении от 9 ноября. Например, чего нет в Трехстороннем заявлении от 9 ноября? Нет того, что какая-либо часть территории Республики Армения должна контролироваться другой страной. В Трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 года такого положения нет. Повторяю, это публичный документ, я приглашаю всех поискать, найти, и если найдете, если вы не против, сообщите и нам. Однако я должен зафиксировать, что такого положения не существует. Я говорю это как человек, подписавший этот документ. Там нет положения, которое означало бы, что юрисдикция Республики Армения на своей же суверенной территории должна быть каким-либо образом ограничена в плане таможенного, пограничного, фитосанитарного и иного контроля. Такого положения просто нет и не могло быть.
Но очень важно зафиксировать, что то, что я сейчас привел как положение, которого нет в Трехстороннем заявлении от 9 ноября, многие пытаются представить как положение Трехстороннего заявления от 9 ноября. Это новая дипломатическая техника, которая, честно говоря, мне непонятна: ссылаться на документ и представлять положения, которых в документе просто нет. И я должен сказать, что такая практика нам непонятна и, скажу откровенно, неприемлема.
Вместо этого, мы можем посмотреть, что есть в Трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 года. Например, делается попытка представить, что тот же 9-й пункт Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года касается обеспечения связи между основной частью Азербайджана и Нахичеванью, однако этот пункт начинается следующим образом, цитирую: “Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе”. Соединение основной части Азербайджана с Нахичеванью является подпунктом 9-го пункта, а основное содержание 9-го пункта касается разблокирования всех экономических и транспортных связей региона.
7-й пункт Трехстороннего заявления гласит: “Внутренне перемещённые лица и беженцы возвращаются на территорию Нагорного Карабаха и прилегающие районы под контролем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев”. Как видите, после 9 ноября 2020 года, когда президент Российской Федерации, президент Азербайджана и я подписали этот документ, армянские беженцы, покинувшие в то время Нагорный Карабах и прилегающие территории, не только не вернулись в Нагорный Карабах и прилегающие территории, но в результате событий, произошедших ровно год назад, Нагорный Карабах полностью был деармянизирован в результате этнической чистки.
8-й пункт Трехстороннего заявления гласит: “Производится обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами и телами погибших”. До сих пор в Азербайджане находятся армянские военнопленные, заложники и другие удерживаемые лица, и они не возвращены по сей день, и это тоже положение, которое есть в Трехстороннем заявлении от 9 ноября, и как видите, оно не выполнено. К сожалению, должен констатировать, что ни у одного партнера нет оснований обвинять Армению в невыполнении какого-либо из положений Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, и как видите, у Республики Армения и вообще у любого независимого и объективного наблюдателя есть основания говорить, что другие наши партнеры по Трехстороннему заявлению как минимум не в полной мере выполнили свои обязательства.
Следовательно, уважаемые присутствующие, такова логика — “Перекресток мира”, процесс делимитации, согласованный текст мирного договора, — которую мы предлагаем для обеспечения прочного и устойчивого мира в нашем регионе. Но можно и нужно задать вопрос: каковы контраргументы этим аргументам?
Я коснулся контраргументов, связанных с “Перекрестком мира”, теперь я хочу остановиться на контраргументах, связанных с мирным процессом. В последнее время вы слышали много заявлений о том, что Конституция Республики Армения содержит территориальные претензии к Азербайджану. Чем же обосновывается данное положение? Делается попытка обосновать это тем, что, например, в преамбуле к Конституции есть частичная ссылка на Декларацию о независимости Республики Армения, принятую 23 августа 1990 года, то есть на Декларацию о независимости Республики Армения, которая была принята во времена Советского Союза. В Декларации говорится о совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года “О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха”.
Кажется, что аргумент веский, но хочу сказать, что в пункте 5 Декларации, например… извините, что вдаюсь в такие подробности, но очень важно, чтобы тема, которая широко обсуждается или делается попытка инициировать широкое обсуждение, была разъяснена с ключевыми деталями. Например, в Декларации о независимости Армении говорится, что в целях обеспечения своей безопасности и неприкосновенности границ Республика Армения создает подчиняющиеся Верховному Совету, т.е. парламенту, собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности. Это было принято 23 августа 1990 года, и говорится, что полиция, войска, органы безопасности подчиняются парламенту, но когда в 1995 году была принята Конституция Республики Армения, с этого момента и даже до этого все силовые структуры Республики Армения подчинялись президенту, а после конституционных изменений 2015 года подчинялись и подчиняются правительству.
Что это значит? Это значит, что положения Декларации о независимости отражены в Конституции Республики Армения постольку, поскольку они отражены буквально и дословно, что также является очень важным положением нашего правового регулирования, и мы должны понимать законы и тексты в прямом и буквальном смысле.
В Конституции Республики Армения нет ничего о том, что пытаются приписать Конституции Республики Армения. Это один из тех случаев наподобие Трехстороннему заявлению от 9 ноября, когда предпринимается попытка приписать Конституции Армении то, чего в Конституции Армении не написано и просто не существует. Напротив, пункт 3 статьи 5 Конституции Республики Армения гласит: “В случае противоречия между нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Армения, и законов Республики Армения применяются нормы международных договоров”. Это очень важная особенность.
После ратификации парламентом Республики Армения мирного договора между Арменией и Азербайджаном сам факт должен означать, что этот договор не противоречит Конституции. С момента ратификации он имеет преимущество над всеми другими возможными законами. И это фактор, который тоже необходимо учитывать.
Однако хочу констатировать, что действительность немного противоположная. Действительность такова, что в Конституции Азербайджана есть территориальные претензии к Республике Армения. Чем же обосновывается это? В основе Конституции Азербайджана лежит Конституционный акт Азербайджана, принятый в 1991 году, и это зафиксировано в Конституции Азербайджана. Конституционный акт, в свою очередь, ссылается на декларацию о создании первой Азербайджанской Республики 1918 года. Т.е. Конституция основана на Акте о государственной независимости 1991 года, а Акт о государственной независимости 1991 года в свою очередь основан на Декларации о независимости 1918 года. А в декларации независимости 1918 года говорится, что территориями Азербайджана являются Восточное и Южное Закавказье, и более того, в 1919 году на Парижской мирной конференции и в том же году в Лигу наций для регистрации Демократической Республики Азербайджан были представлены карты, в которые входили Сюникская, Вайоцдзорская области целиком, а также отдельные части Араратской, Армавирской, Гегаркуникской, Тавушской, Лорийской и Ширакской областей Республики Армения.
Т.е. отсюда очевидно, что Конституция Азербайджана содержит территориальные претензии к Республике Армения. Но важно также отметить, что мы не делаем это предметом переговоров, мы не поднимаем этот вопрос. Почему? Потому что в согласованном тексте мирного договора у нас есть положение, в котором говорится: ни одна из сторон не может ссылаться на свое внутреннее законодательство в качестве оправдания невыполнения положений данного международного договора.
Т.е. с одной стороны, мы видим, что в Конституции Азербайджана есть территориальные претензии к Республике Армения, но мы не поднимаем этот вопрос, чтобы не вводить мирный процесс в тупик, в том числе и потому, что мы считаем, что текст мирного договора, упомянутый в начале моего выступления, полностью фиксирует и решает эту проблему, и международным соглашением мы фиксируем, что стороны не могут ссылаться на свое внутреннее законодательство для невыполнения обязательств, зафиксированных в международном договоре, мирном соглашении.
Уважаемые коллеги, по сути, я хочу вернуться к тому пункту, с которого начал, и еще раз зафиксировать, что это действительно важный момент для нашего региона, чтобы мы взяли то, что уже согласовано, при этом, повторяю: то, что уже согласовано, как отмечают и представители Азербайджана, это 80 процентов содержания или возможного содержания мирного договора. Т.е. образно говоря, у нас, у Армении и Азербайджана, есть контрольный пакет для мирного договора. И мы предлагаем выложить согласованные положения “13+3” на стол, подписать сейчас в качестве мирного договора и перейти к обсуждению дальнейших вопросов.
И я также хочу отметить, и надеюсь, что эта уважаемая аудитория согласится, что никогда и нигде не было договора, который бы затрагивал и разрешал все вопросы. Такого договора просто нет. Какой бы договор мы ни подписали, даже если бы мы заключили договор из 20 статей, 30 статей, 40 статей, 50 статей, даже 100 статей, все равно останется 200 возможных статей, 300 возможных статей, которые будут неразрешенными в данном договоре.
Нет стран, отношения которых регулируются одним единым договором. Но очень важно заложить основу, а точнее не отвергнуть ту основу, которая уже заложена несколькими годами наших переговоров. Надеюсь, что в ближайшее время у нас будет возможность подписать уже согласованную часть мирного договора, согласованный текст и перейти к дальнейшим переговорам по решению оставшихся возможных вопросов.
Многоуважаемый президент Республики Армения,
Уважаемые коллеги,
Благодарю за внимание и хочу пожелать успехов конференции “Yerevan Dialogue” не только в 2024 году, но и в 2025, 2026 и последующих годах. Спасибо”.
ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНФОРМАЦИИ АППАРАТА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ