Последний армянский сериал, который я смотрел, был «Верварацнер» («Перевёртыши»). Это было более 15 лет назад. Можно любить или не любить этот сериал, но мне кажется, что в сравнении с зарубежными проектами подобного рода «Верварацнер» не выглядели слабо. После этого представление об образцах отечественного сериального производства я получаю только тогда, когда приезжаю в гости и у принимающей семьи включен телевизор. Моё внимание привлекают кадры, из которых мне всё становится понятно. Так несколько лет назад я увидел несколько кадров из «боевиков» Гора Варданяна, «мордобой» и «перестрелки» которых показались мне забавными. Сомневаюсь, что мастер восточных боевых искусств за эти годы приобрел качества Франсиса Форда Копполы. Я не видел ни одного кадра из последнего сериала, ставшего объектом скандала, и, думаю, не увижу.
Но речь идет о другом. Я не думаю, что этическую составляющую телевизионной или кинопродукции должна проверять прокуратура. Я совершенно не уверен, что количество «криминальной субкультуры» в том или ином произведении может определить какой-либо следователь или эксперт, направляемый им. В конце концов, моральные и профессиональные стандарты — это такая тонкая материя, что поручить решение этого вопроса «полицейскому контролю» мне кажется ошибочным. Сегодня это сериал Гора Варданяна, чьи недостатки, предположим, очевидны, но завтра это может быть стихотворение, роман, спектакль или картина, проверка которых «на уровне прокуратуры» может быть обусловлена мотивациями, далекими от «субкультуры».
Конечно, это не означает, что проблемы не существует. Мат, грубость, отвратительное поведение проявляются не только в официально зарегистрированных СМИ или на других платформах. Более того, вряд ли они составляют даже 10% от всего контента, если взять весь интернет. А что происходит в «незарегистрированных» источниках, мы все знаем.
Но там, где можно реализовать государственную политику (а это, в частности, кинопродукция, распространяющееся через «зарегистрированные» телеканалы), такая политика необходима. Но вряд ли правоохранительные органы смогут заниматься этим делом. Это гораздо более сложный процесс и четко рассчитанная непрерывная работа, о которой можно писать долго. Но принцип, на мой взгляд, ясен — не запрещать плохое, а поощрять хорошее.
Читайте также
Арам АБРАМЯН