Иногда я читаю, смотрите, Гагика Бегларяна освободили с должности за оскорбление человека или, возможно, за пощечину, а Тиграна Авиняна не освобождают за искренние, но высокомерные слова отца. Эти случаи совершенно разные. Жертва нападения Бегларяна не была простым гражданином, этот человек был одним из тех, кто работает в президентской резиденции, так сказать, одним из «камердинеров». (В отличие от этого предполагаемый «водитель Опеля» совершенно обычный человек).
Это сравнение заставило меня вспомнить, что такое «протокол». В любом государстве в «высших государственных учреждениях» существует так называемая служба церемониала. Работники этой службы, «камердинеры», строго следят за тем, кто с кем должен стоять или сидеть, кто должен кому в переносном смысле «поклониться» и под каким углом склонить спину.
Я понимаю, что наличие таких «протоколов» является государственной необходимостью. Просто есть люди, у которых это «протокольное» чувство заложено в крови, а есть такие, у которых эти «византийские церемонии» вызывают аллергию, и такие люди, естественно, не могут работать в государственно-бюрократическом аппарате. Есть также промежуточный вариант — люди, которые в «светской жизни» на первый взгляд совершенно не были бы «протоколистами», но, попав в атмосферу церемониала, чувствуют себя как рыба в воде и с большим энтузиазмом следят за всеми обрядами.
Но есть действия, которые год за годом, десятилетиями повторяются и постепенно приобретают уже церемониальный статус. Например, как только происходит смена власти, у кабинетов высших должностных лиц выстраиваются очереди крупных бизнесменов (есть олигархи или «успешные мужчины» — как хотите, называйте) с мылом в руках. Пора и об этом «протокол» написать. Потому что после следующей смены власти будет то же самое.
Читайте также
Арам АБРАМЯН