Много лет назад — в 2004 году, ещё во времена президентства Роберта Кочаряна — власти были недовольны выступлениями оппозиционных депутатов Арташеса Гегамяна и Шавараша Кочаряна в ПАСЕ. Настолько недовольны, что проправительственные активисты пришли в аэропорт «Звартноц» с плакатами и скандировали в адрес депутатов «предатели». Тогдашний министр иностранных дел Вардан Осканян упрекал оппозиционеров за то, что те «выносят сор из избы» перед иностранцами.
Критика Гегамяна и Кочаряна была обоснованной и касалась состояния демократии в Армении. Вопрос: изменилась ли ситуация за более чем 20 лет? По моему мнению — нет. Полиция, как и раньше, избивает участников протестов. Общественное телевидение (Հ1) остаётся рупором власти. Суды продолжают выполнять политические заказы «сверху». Власть, как и прежде, имеет своих «любимых олигархов» — часть из них старые, часть — новые.
Добавим к этому увольнение с работы за пост в Facebook и выговор за его репост. Это новые явления лишь потому, что во времена Кочаряна Facebook-а не существовало.
Однако одно важное обстоятельство изменилось: Совет Европы и прочие структуры теперь закрывают глаза на всё это. Очередным подтверждением этого является то, что, имея возможность задать премьер-министру Армении вопросы на недавнем заседании ПАСЕ, представители этих структур не поинтересовались, почему в нашей «райской демократической стране» есть политзаключённые. Ясно, что если бы такой вопрос был задан, Пашинян ответил бы, что это не политзаключённые и что он, дескать, никак не связан с лишением их свободы (ровно то же самое власти говорили десятилетиями). Но сам факт того, что вопрос не был задан, говорит о настроениях европейцев.
Читайте также
Когда-то, будучи оппозиционным редактором, Пашинян называл подобных европейских представителей «евролопухами» — за то, что они не обращают должного внимания на грубые нарушения прав человека в Армении. Я считаю, что эта оценка не потеряла своей актуальности.
Арам АБРАМЯН