Одна из проблем нынешней власти заключается в следующем. Пашинян, находящийся у власти уже 7,5 лет, не воспринимает себя как представителя государства, в каком-то смысле продолжает ощущать себя оппозицией и навязывает своей команде и сторонникам поведение, характерное именно для оппозиции. Каждый день писать «отрицательные» посты или участвовать в массовых акциях протеста — в последнее время против католикоса. Но попытка придать акциям вид «литургии» или «крестного хода» вызывает когнитивный диссонанс даже у самых горячих поклонников действующей власти.
У любого адекватного человека возникают вопросы. Попробую воспроизвести логику рядового «николовца»:
«Если проблема в нравственности, то чем Кчоян или другие лучше Гарегина Второго? Если же проблема в том, что католикос — агент ФСБ или что-то “разграбил”, то, — думает сторонник Пашиняна, — ты, мой дорогой премьер-министр, власть, а не народный трибун, чтобы каждый день об этом говорить. Прими те меры, которые тебе положены как власти. Это не имеет отношения ни к нравственности, ни к реформированию церкви, и моё присутствие в роли “массовки” не требуется. Так что лучше отстань от меня. Мир установил — молодец, Думикян и Дженнифер Лопес поют — прекрасно, на винном фестивале 10 тысяч человек — великое счастье. Оставь нас в покое, чтобы мы наслаждались светлым настоящим, которое ты нам подарил».
Примерно так рассуждает рядовой «николовец» — тот, у кого нет серьёзной личной заинтересованности в виде должности, мандата, премии или бизнеса.
В начале 2020 года ещё можно было организовать общенациональный референдум на тему «отвергнем Грайра Товмасяна». Сегодня атмосфера иная, и если Пашинян из-за своей фантастической самоуверенности этого, возможно, не замечает, то трезвая часть членов «Гражданского договора» это прекрасно видит. Соблазнить отдельных епископов несложно — они «начальники» и получают удовольствие от близости к высшей власти. Заставить ряд священников подчиниться этим епископам тоже возможно — если не подпишут письмо о лояльности Пашиняну, у них возникнут социальные и рабочие проблемы. Но вот организовать массовое движение под лозунгом «через богослужения отвергнем Ктрича Нерсисяна» — не получается.
Читайте также
Остаются «старые и проверенные» методы: административное давление, принудительное «доставление» людей, угрозы и давление со стороны СНБ и полиции, а также откровенные репрессии против инакомыслящих. Это также урок в контексте предстоящих выборов. Возможно, такими методами удастся воспроизвести власть. Но той «народной» поддержки, с которой Пашинян связывает надежды, больше никогда не будет. А власть, воспроизводимая подобными средствами, как известно, очень хрупка.
Арам АБРАМЯН
Карикатура MediaLab- Newsroom Laboratory

















































