«ACNIS ReView: Взгляд из Еревана». 21 января, в ходе сессии вопросов и ответов «Национальное Собрание – Правительство», Никол Пашинян, отвечая на вопрос депутата фракции «Армения» Артура Хачатряна, с парламентской трибуны заявил о предстоящем объединении энергетических сфер Армении и Азербайджана. «Энергетические системы двух стран, идущих по пути мира, безусловно и однозначно соединятся друг с другом и на взаимной основе, на одинаковых условиях будут пользоваться как возможностями экспорта, так и импорта», — заверил он.
Это довольно ответственное, но вместе с тем сомнительное и опасное заявление, особенно если оно звучит из уст Пашиняна. Нет, опасность не в том, что он, как это ему свойственно, лжёт, — ложь здесь была бы наименьшим из зол, — опасность заключается в фальши утверждения о том, будто Ереван и Баку якобы будут на равных условиях пользоваться совместной сделкой. Очевидно, что эти страны не могут сотрудничать по принципу взаимности. Диктующей стороной всегда будет Азербайджан — как сторона, победившая в войне, и это ни для кого не секрет. Следовательно, именно в его распоряжении окажется рычаг управления электроэнергией или, как говорят, «рубильник».
Всем тем, кто в этом сомневается, мы предложим бегло взглянуть на самый свежий пример — известный проект «Дорога Трампа», бенефициарами которого являются США, Турция и Азербайджан, но отнюдь не Армения. Более того, Армения — единственная пострадавшая сторона, которая принесла в жертву геополитическим приливам и отливам самый привлекательный участок своей территории и отошла в сторону. Но вернёмся к основной теме — пашиняновской повестке объединения энергетических систем Армении и Азербайджана, которая укладывается в рамки армяно-азербайджанского «мира» и, по сути, является частью проекта TRIPP.
Согласно этому проекту, вопрос строительства линий электропередачи и газопровода Никол Пашинян обсуждал с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым ещё в октябре прошлого года в Копенгагене, хотя до сих пор не уточнено, когда стороны приступят к практической реализации соответствующих шагов в этом направлении. Однако одно очевидно: проблема получит своё решение тогда, когда это решит турецко-азербайджанский тандем. Тем не менее, парламентская оппозиция видит в этом проекте риски, в частности, в аспекте передачи азербайджанской стороне «рубильника» энергетической системы.
Читайте также
Люди не забыли прошедшие 80-е годы, когда Азербайджан регулярно взрывал газопровод, ведущий в Армению, вызывая серьёзные энергетические последствия для Еревана. Руководитель фракции «Имею честь» Национального собрания Айк Мамиджанян сравнивает объединение одного из наших стратегически важнейших секторов с враждебным государством с объединением армий двух стран: «А может, однажды он ещё и армии объединит? Может, скажет: давайте, ради оптимизации расходов, объединим Вооружённые силы Армении и Азербайджана? Это та же логика, что и в случае объединения энергетических систем, имеющих стратегическое значение», — говорит Айк.
Безусловно, существуют возможности управления рисками, одной из которых, например, является практическое применение механизмов взаимного сдерживания и контроля. Это не позволит одной из сторон в одностороннем порядке отключить свет другой стороны, поскольку последняя, в свою очередь, будет обладать теми же возможностями. Однако при любом раскладе Армения должна приложить максимум усилий для диверсификации своей энергетической системы и преодоления зависимости от одной страны, особенно если этой страной является Азербайджан, который скорее погасит армянский свет, чем зажжёт его. Кстати, существует обоснованное мнение, что долгосрочной целью объединения энергетических систем двух стран является закрытие Армянской АЭС.

















































