Лента новостей
Новости дня

Армения и Азербайджан — 2012: Вместо пенсий и льгот нам нужны возможности

21 сентября,2012 13:20

Как живут участники Карабахской войны – армяне и  азербайджанцы? Что они думают о войне и разговорах на эту тему? Эти вопросы затрагиваются в представленных ниже интервью. 

Опросы-интервью армянских и азербайджанских специалистов различных сфер – это часть работы, которая проводится в Армении и Азербайджане в рамках совместного проекта Исследовательского центра «Регион» (Армения) и Института мира и демократии (Азербайджан). 

Проект поддерживают посольства Британии в Армении и Азербайджане.

Интервью одновременно публикуются в газетах «Аравот» (Армения) и  «Новое время» (Азербайджан).

В Азербайджане интервью проводятся Институтом мира и демократии.

Исследовательский центр Регион 

 

 

Вместо пенсий и льгот нам нужны возможности

 

Наши собеседники – участники Карабахской войны Жора Фараян, Грант Агабекян и Норайр Шахбазян. Все трое служили в особом Шушинском батальоне. Жора Фараян в настоящее время работает главным специалистом в компании “Саранист”, производящей стеклянную тару. Грант Агабекян работает управляющим ереванской компании, импортирующей кондитерские изделия. Во время и после войны Норайр Шахбазян занимался своей профессией – он врач. С 2004 года он нигде официально не работает. Сейчас занимается земледелием и частной практикой.

 

— Как сегодня живут участники Карабахской войны в Армении и Карабахе? Как общество и государство относятся к инвалидам войны?

 

Норайр Шахбазян. – К сожалению, после войны среди ее участников произошло расслоение – АОДовцы, дашнакцаканы, республиканцы и т.д. Так этих людей разделили на “наших” и “ваших”. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что в Армении и Карабахе ополченцы живут однозначно плохо. Все живут по разному. О себе могу сказать, что с трудом свожу концы с концами.

 

Грант Агабекян. – Различия между ополченцами возникли уже тогда, когда многие приходили на войну с конкретными намерениями: находиться какое-то время на поле боя, потом вернуться в Ереван и использовать это обстоятельство для получения должности, для карьерного роста. Мне в руки попадали несколько книг о Карабахской войне, и в них указаны имена людей, которые провели на поле боя всего несколько недель… Это люди, которые  создали себе биографии таким образом.

 

Норайр Шахбазян. – Кстати, кто создал себе биографию посредством войны, весь день говорят об этом, раздают интервью. Те, кто по-настоящему воевал, не любят говорить о войне. Могу сказать о себе и о своих товарищах, которые за этим круглым столом, что свою биографию мы создаем не за счет войны.

 

Жора Фараян. – Как живут ополченцы? Я имею отношение к этому государству в той степени, в какой плачу налоги, и если я нарушу закон, то меня посадят. Если во время войны или сразу после нее мы жили плохо, то это можно понять. Все так жили! Но сегодня есть очень плохо и чрезмерно хорошо живущие люди. И это уже ненормально, неправильно.

 

Грант Агабекян. – Многие из основных участников войны живут очень плохо. У нас есть участвовавшие в войне друзья-инвалиды, так что я говорю об их примерах. Есть, например, потерявший на войне ногу друг, 2-ю группу инвалидности которого поменяли на 3-ю. Можно подумать, за это время ампутированная нога у него могла вырасти. Несправедливости встречаются повсюду, и во всех областях.

 

— С какими проблемами обычно сталкиваются инвалиды войны, и какими льготами они пользуются? 

 

Норайр Шахбазян. – Я убежден, что нужно создать равные для всех условия, чтобы люди, независимо от того, являются они инвалидами войны или ее участниками, с ранениями или без, имели возможности для достойной жизни и в мирное время, чтобы могли работать и проявлять себя в полной мере. Нам не нужны пенсии и льготы, нам нужны возможности, чтобы в Ереване, Варденисе или каком-нибудь другом районе люди жили полноценной жизнью. Почему я должен получать пенсию? Я всего лишь хочу иметь в этой стране возможность работать или создать работу собственными силами. При этом хочу, чтобы такая возможность была у всех, а не только у ополченцев или инвалидов.

 

Жора Фараян. – Мы все трое были ранены на войне, но не имеем группу инвалидности. Сейчас война закончилась. Почему я должен получать пенсию? Я должен всего лишь жить в стране, где соблюдается закон. Ведь мы воевали ради свободной и независимой страны. В такой стране, какая она есть сейчас,  я себя победителем не чувствую.

 

Грант Агабекян. – Я себя чувствую победителем на карабахском фронте, но побежденным в своем государстве. Согласен с Норайром в том, что все возможности сосредоточены в Ереване, а районы остались без внимания.

 

 Жора Фараян.  – Я мало знаю о программах содействия участникам войны. По телевидению создается такое впечатление, что Армения – это рай.

О каких льготах и программах содействия хотите, чтобы я вам рассказал, если я своими глазами вижу, как живут семьи моих друзей.

 

Норайр Шахбазян. – Нет, есть какие-то жилищно-бытовые программы содействия инвалидам, но я сам ничего конкретного о них не знаю. Если хотите знать о цифрах, то обращайтесь в соответствующие органы. И время от времени об этом говориться по телевидению. Просто смешно, когда узнаешь, сколько так называемых участников войны сейчас получает пенсии инвалидности, и сколько на очереди. Если сложить эти цифры, то получиться, что азербайджанская армия всю нашу во время войны превратила в инвалидов. Но у нас ведь во время войны не было столько людей на фронте!

 

— Как участники Карабахской войны относятся к разговорам о ее возобновлении? Есть ли возможность и необходимость разрешения конфликта мирным путем?

 

Жора Фараян. – Молодежь знает о войне по фильмам, и даже в этом усматривают приключения. Война – беда для всех, на войне гибнут конкретные люди. Война – самая ужасная вещь, и люди до последней секунды должны делать все возможное, чтобы не допустить ее.

 

Норайр Шахбазян. – В нас ударяла уже эта молния войны, вы знаете, что такое война? Нельзя воспитывать новое поколение на примере бездарных сериалов, которые сегодня показывают по телевидению. О войне нужно говорить правду. Война – это слабость, сильные не затевают войну. Карабахская война была слабостью и нашей, и азербайджанцев. И эту войну не начинали ни мы, ни они. Все знают, что война стала результатом развала империи. Люди, которые прошли войну, должны понимать, что перед обеими странами стоит первоочередная задача – создание государства, в котором царили бы грамотность и законность. Мне неинтересно, что сделал президент Азербайджана в связи со случаем Сафарова. Мне интересно отношение азербайджанского общества: героизируют его поступок или осуждают?

На протяжении многих веков полководцы, нападавшие на спящих людей, никогда не удостаивались славы. Неужели эволюции не было с тех пор? Я хочу верить, что в Азербайджане есть люди, которые говорят: «Что же мы делаем? Кого героизируем?».

 

Грант Агабекян. – Любая война приносит потерявшихся родителей и осиротевших детей. Это никому не нужно. Я твердо убежден, что если Азербайджан начнет войну, то мы встанем рядом с нашими молодыми солдатами. И поскольку в обеих странах нет демократичной власти, то я не уверен, что войны не будет. Я исключу возможность возобновления войны только в том случае, если Армения и Азербайджан станут соблюдающими законы, демократическими государствами.

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Сентябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930