Депутатская неприкосновенность правильная вещь. Сколько бы не протестовали против этого граждане, особенно накануне выборов, сколько бы они справедливо не твердили, что полукриминальные бизнесмены стремятся попасть в парламент, чтобы обеспечить себе безнаказанность, она все равно остается необходимой демократической нормой. Здесь действует известный правовой принцип, согласно которому, лучше избежать наказания 10 виновных, чем осудить одного невинного. В данном случае, лучше, например, чтобы генерал Манвел или Тохмаховский Мгер имели депутатскую неприкосновенность, чем ее не было у Осканяна.
Деятельность Вардана Осканяна, до того как он стал оппозиционером, мне особенно-то и не импонировала. Если он такой убежденный демократ, почему он не поднял свой голос, когда были сфальсифицированы выборы, были брошены в тюрьмы и подверглись насилию оппозиционеры, когда закрыли «А1+». Или почему поспешил уволить с работы дипломатов, которые очень мягко пожурили, что выборы 2008 года следовало провести честно. Во внешней политике «Мегринский вариант» я считал просто ужасным, хорошо, что он не был реализован. Как член команды, он также несет ответственность за убийства «1 марта» и жестокое преследование оппозиции.
Но все эти грехи господина Осканяна носят политический характер, за которые он ответственен перед общественностью, но не перед законом. В его отношении стряпается дело (а в этом никто не сомневается) не из-за «властной», а будущей оппозиционной деятельности. То есть, имеет он моральное право или нет говорить, к примеру, о демократии и справедливых выборах – это одно. И совсем другое дело, что он не должен сидеть за несовершенное преступление.
Для лишения свободы депутата требуется согласие его коллег. С учетом качества парламента этого и предыдущего созывов, такое вполне вероятно. В 1998 году большинство депутатов с неудержимым энтузиазмом лишили депутатской неприкосновенности Вано Сирадегяна. Они прекрасно знали, что сделал бы с ними и с их бизнесом Роберт Кочарян, если бы они вдруг решили «не сдавать» Вано. Более того, чтобы выслужиться перед теми властями, они, не скупясь на красноречие, присоединилась к официально развязанной «антиваноевской» истерии. Кстати, к ней присоединились также и дашнакцаканы, в отместку за преследования в свое время со стороны АОД. Сегодня атмосфера совершенно иная, нет страха «наказания», нет никакой истерики. Я думаю, что не будет мести и со стороны АНК в отношении преследовавших их кочаряновцев. Поэтому, я надеюсь, что ППА, АНК, АРФД и «Наследие» проголосуют против лишения депутатской неприкосновенности Вардана Осканяна, а также найдутся депутаты и среди республиканцев, которые являются индивидуальностями, а не представителями серой массы.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН