Накануне предстоящих президентских выборов сложилась довольно-таки интересная ситуация. Пока еще неизвестно, кто будут оппозиционными президенту кандидатами, но кампания, фактически, началась в так называемом «слепом режиме». Она не могла не начаться потому, что имеет разумный, я бы даже сказал, психологический срок в несколько месяцев. В течение этого времени, например, в Соединенных Штатах проводятся внутрипартийные выборы (праймериз), благодаря которым становится ясно, кто является кандидатом в президенты от партии. Конечно, политическая структура партий в Армении такова, что все решения принимаются единолично первым лицом, а затем формируется представление, что это единоличное решение «единогласно» поддерживают партийные элиты и широкие народные массы. Там, где существует единомыслие, по принципу «все как один человек» и так далее, нет соперничества и, следовательно, нет возможностей для развития. Наши монополии, которыми некоторые партии, якобы, недовольны чисто из тактических соображений, берут свое начало в самих партиях (во всех), потому что они базируются в данных структурах на монополии одного человека на истинность. Вспомним хотя бы то, как в последние полтора года «прошел самоочищение» Армянский национальный конгресс. Понятно, что партии не свалились с неба, они являются порождением нашего общества, где сильны патерналистские настроения – ожидания владыки, царя или спасителя. А спаситель, мифический герой, о котором мечтает большинство нашего населения, праймериз накануне освобождения народа от нищеты и несправедливости не проводит.
Словом, кампания уже началась. Но против кого и чего вести агитацию, не столь ясно. Против «деспотического режима Сержа Саргсяна» или только против «развалившего экономику правительства»? Или, с другой стороны, против «некоторых потерявших память сил, ставших причиной темных и холодных лет» или «некоторых сил, подписавших меморандум и теперь избегающих ответственности»? Согласитесь, что пока в этих вопросах нет ясности, борьба сторон носит некий абстрактный характер.
Когда появится ясность с выдвижениями (а это произойдет скоро), то «некоторые силы» станут гораздо более конкретными, и риторика, естественно, ужесточится. Но мне очень бы хотелось, чтобы ораторы двух или трех сторон были более сдержанными. Это только на первый взгляд кажется, что в эфире, в интернете или на бумаге пишутся просто слова. Еще неизвестно когда и куда долетят эти ядовитые стрелы. Иногда они возвращаются бумерангом.
Тем более, что все переменчиво. Бывает так, что людей много лет натравливают на кого-то одного, а затем сами натравливающие начинают говорить, что именно тот человек и есть спаситель народа.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН