Почему бывший премьер-министр Хосров Арутюнян против формирования временной комиссии по газовым соглашениям и почему он доверяет правительству Тиграна Саркисяна
Вы выступили против формирования временной парламентской комиссии по газовым соглашениям, но при этом выдвинули интересное предложение, которое почему-то не удостоилось внимания. Почему Вы против создания этой комиссии? Неужели в газовых соглашениях все четко и понятно?
Во-первых, согласно Регламенту Национального Собрания временные парламентские комиссии создаются с целью политической оценки той или иной ситуации, события. Очевидно, что политическая оценка может быть беспристрастной в том случае, если основана на столь же беспристрастном профессиональном анализе. Потенциальные кандидаты на членство в этой комиссии не обладают теми знаниями, которые позволили бы им сделать профессиональный анализ в газовой сфере, где есть свои тонкости, и на основе этого анализа сформировать политический подход. Поэтому для меня было очевидно, что эта комиссия изначально будет способствовать усилению политических спекуляций в данной сфере. А для Армении такие политические спекуляции слишком большая роскошь. Вот почему я предложил вместо создания временной комиссии провести аудит. При этом вместо экспертов, которые не осуществляют лицензированную деятельность, обратиться к наиболее авторитетным международным аудиторским организациям, финансирование которых взяло бы на себя Национальное Собрание. Пусть они проведут аудит работы за последние десять лет, представят полученные результаты, и – пожалуйста, на основе этого беспристрастного анализа мы создадим и временную комиссию, и рабочую группу. В этом случае мы будем иметь реальную картину и сможем сделать адекватные политические выводы.
Ваше предложение не произвело впечатление на оппозиционеров, но не вызвало воодушевления и у фракции Республиканской партии Армении, членом которой Вы являетесь.
Читайте также
Я не согласовывал заранее свое мнение. Но мне кажется, что основная часть фракции РПА тоже считает, что временная комиссии в том виде, в каком предлагалось ее создать, всего лишь даст повод для политических спекуляций и никаких полезных результатов, в том числе для общественности, не добьется. Я в этом нисколько не сомневаюсь.
Тем не менее, спикер НС Овик Абрамян заявил, что временная комиссия будет создана уже по инициативе политического большинства.
Я слышал заявление г-на Абрамяна. Возможно, у него несколько иной подход. Но если даже с такой инициативой выступит политическое большинство, я все равно буду против. В такой сфере, как газовая, комиссию можно создать только и только при наличии глубокого, всеобъемлющего, внушающего доверие анализа. В любом другом случае это очень опасно.
После провала инициативы по формированию временной комиссии по газовым соглашениям парламентская оппозиция и альтернативная политическая сила инициировали процесс выражения вотума недоверия правительству. Окончательного решения пока нет, но в вопросе о том, что действующее правительство должно уйти, невластные силы единодушны.
Я тоже не считаю, что правительство действовало безупречно, о чем говорил неоднократно. Но я также много раз говорил и сейчас повторяю, что это правительство, по сравнению со всеми предыдущими составами правительства, действовало в несравнимо более сложных, нестандартных условиях, когда даже приходилось принимать решения, не зная о его возможных последствиях. Это очень сложно. Я убежден, что перед этим правительством стояли две основные задачи: попытаться исключить возможные социальные потрясения в общественной жизни и попытаться сделать правильные выводы, извлечь уроки из кризиса. Я утверждаю, что в деле осуществления этой очень скромной миссии политическое большинство и его правительство добились успеха. Мы избежали той ситуации, в которой оказались Греция, Испания, Ирландия и даже Португалия. Наша нация инстинктивно чувствует опасность, и, возможно, мы сами себя обезопасили, но тем не менее правительству удалось оградить общество от глубоких социальных потрясений. Извлекло ли правительство правильные уроки? Да. Самый правильный вывод, который был сделан из этого кризиса, состоит в том, что нужно отказаться от инструментов политической теории вульгарного либерализма, взять на вооружение модель правительства-регулятора. То есть правительство должно быть не “ночным сторожем”, а несущим ответственность участником. Оно должно создать механизмы, которые даже в этих условиях вызовут у любого инвестора уверенность в том, что правительство готово делить риски, находить те сферы, в которых можно обеспечить серьезный потенциал для экспорта, серьезные гарантии для экономического развития и перспективу создания рабочих мест, а следовательно снижения темпов эмиграции. Вот те шаги, которые предприняло правительство.
К этому нужно добавить и то, что нынешнее правительство, в отличие от предшествующих и в том числе руководимого мной, принимает системные решения. Сейчас уже не имеет значение, кто является начальником кадастра или премьер-министром. То же самое касается нотариальной системы, социальной системы, приемных экзаменов в вузы и т.д. Это те шаги, которые нельзя не заметить.
Сейчас вы меня спрашиваете: достойно ли это правительство доверия? Я говорю, да. Действовало ли это правительство безупречно? Конечно, нет. Давайте критиковать, обсуждать, но я считаю недопустимым, когда, не замечая ничего положительного, заявляют, что это правительство провалило общественную жизнь. В свое время я опубликовал статью, в которой задался вопросом, почему неудачи любого правительства вызывают у нас такой восторг, однако до сих пор я не нашел ответа. А ведь неудача любого правительства – это наша общая неудача.
Один известный молодой актер довольно жестко заявил, что против накопительной пенсионной системы. А я могу сказать, против его сериалов. Эти сериалы испортили нашу страну. Если он против всего порочного, то в первую очередь должен отказаться от съемок в сериалах, которые искажают мышление молодежи. В этом случае я отнесусь к этому актеру более серьезно. Меня никто не может считать популистом. Я никогда не избегал говорить правду, даже если она не нравилась 90 процентам людей.
Беседовала Нелли ГРИГОРЯН