Майдан не закончился: обострились российско-украинские отношения и внутриполитический кризис
События на киевском Майдане транслировались по телевидению, и все мы были свидетелями того, как мирный политический протест перешел в в массовые беспорядки, которые сопровождались представлявшими большую общественную опасность насилием, поджогами и убийствами. А вскоре беспорядки переросли в войну между полицейскими и протестующими. Заметим, что политический протест начался после того, как президент Украины Виктор Янукович проигнорировал собственный народ и самовольно принял решение о включении Украины в состав Таможенного союза “Евразия”.
Майдан победил ценой крови. Верховная Рада выразила недоверие президенту Януковичу и назначила внеочередные президентские выборы, была декриминализирована уголовная норма лишения свободы Юлии Тимошенко, которую по указанию Януковича незаконно лишили свободы на основании договора, вытекавшего из гражданско-правовых отношений, была нарушена договоренность о членстве Украины в Таможенном союзе.
Читайте также
Майдан, кстати, не закончился: обострились российско-украинские отношения и внутриполитический кризис.
Теперь коснемся правового аспекта событий на Майдане.
- На мой взгляд, события на Майдане будут расследоваться в одном общем производстве, поскольку они взаимосвязаны и возникли из-за применения насилия и оружия против участников политического протеста. Поэтому в подобных случаях виновными или ответственными за все опасные последствия, возникающие в ходе массовых беспорядков, являются стоящие во главе власти президент, министр внутренних дел и другие.
- Действия полицейских
Они связаны с ответственностью за приказ или распоряжение. Военная и служебная дисциплина требует от подчиненных выполнения обязательных для них приказов и распоряжений начальника или руководителя. Большую остроту эта проблема имеет на военной службе, где невыполнение приказов рассматривается как преступление против военной службы (ст.322 УК РФ). Поэтому уголовное законодательство установило следующий принцип уголовной ответственности: в случае причинения вреда находящимся под защитой уголовного закона интересам службы ответственность несет лицо, отдающее незаконный приказ или распоряжение, а не подчиненный.
- Действия участников политического протеста.
В ходе беспорядков на Майдане был причинен ущерб здоровью многих полицейских, а более 10 из них были убиты. Действия протестующих, то есть причинение вреда, совпадают с положением о необходимой обороне, что не вызывает уголовную ответственность (в результате применения насилия и оружия было убито свыше 80 граждан, нескольким сотням участников был причинен вред).
- Спровоцированным в ходе беспорядков преступлениям – грабежам и другим деяниям – будет дан ход на общих основаниях, согласно последствиям.
Наш Майдан был 1 марта 2008 года, когда народ выступил с протестом против тех, кто узурпировал власть путем фальсификации президентских выборов. У нас тоже режим применил грубую силу и массовый расстрел протестовавших, что привело к человеческим жертвам и другим тяжелым последствиям.
Между прочим, события на украинском Майдане и события 1 марта в Ереване одинаковы по своей сути – их мотивом является применение насилия. К сожалению, формула справедливой ответственности Майдана, которую осуществляющие уголовное преследование органы Украины последовательно соблюдают, в отношении событий 1 марта не сработала. Компетентные органы разграничили обстоятельства, имевшие причинно-следственную связь (убийства и действия полицейских были отделены от основного дела), фактические данные были искажены, ответственных за опасные последствия – главарей режима – сокрыли, а вину переложили на протестовавших – якобы они совершили попытку государственного переворота. Кстати, применить этот метод пытались и на Майдане, но натолкнулись на упорное сопротивление народа и противодействие Европы. Однако та же Европа не поддержала события 1 марта, сохранила гробовое молчание и проявила благосклонность к преступному режиму, что породило 18 февраля 2013 г. и молитву, а также возвращение к историческому прошлому – тайный заговор с целью членства в Таможенном союзе “Евразия”.
Арам МХИТАРЯН
юрист, Москва