Несмотря на то, что в начале года президент РА и правительство, основываясь на соглашениях с “Газпромом”, уверяли, что в Армении тариф на газ останется стабильным в течение пяти лет, уже говорится о том, что в будущем году стоимость газа в нашей стране увеличится. Об этом и о других вопросах Aravot.am побеседовал с экономистом, экспертом по управлению Арутюном Месробяном.
Что Вы можете сказать о повышении в будущем году тарифа на газ? В России в будущем году ожидается подорожание газа на 4,2%.
Разница между двумя ценами на потребляемый газ – в конечной точке и на границе – это просто безобразие. Первая цена почти в два раза превышает вторую. Разве это нормальное отношение к вопросу развития страны?
“Газпром Армения” объясняет это расходами на доставку газа от границы до потребителя…
Читайте также
Меня не интересует, чем это мотивирует “Газпром Армения”. Двойная разница в цене не имеет причин. Если не могут работать, пусть уходят. Газ, проходя через компанию “Газпром Армения”, вдвое увеличивается в цене. Что тут объяснять? После этого надо не объяснения давать, а отвечать.
В ближайшее время ожидается подорожание электроэнергии. Энергетические компании подали заявку в Комиссию по регулированию общественных услуг. Они утверждают, что энергетические структуры изношены и требуют крупных вложений. Вы считаете эту заявку обоснованной?
На данный момент стоимость энергоносителей в Армении можно снизить как минимум на 10%, а не повышать на 10%. Во-вторых, наши механизмы ценообразования не только не прозрачны, но и нацелены на получение сверхприбыли и обеспечение перерасхода. В стратегическом плане никакой логики не существует. Это было и будет во всех сферах – маршрутных такси, цен на билеты, энергоносителей, в накопительной пенсионной системе… Приведу только один пример по газу: Армения долгое время получала на границе газ за 180 долларов, а продавала за 360. Они ссылаются на изношенность, но когда эти энергетические структуры получали прибыли, нужно было осуществлять стратегические инвестиции. А они получают бухгалтерскую прибыль, все довольны и рады, но никаких серьезных инвестиций не осуществляют, потому в дальнейшем появляется изношенность. Короче говоря, в экономическом плане это несерьезное обоснование.
На встрече с предпринимателями премьер-министр РА Овик Абрамян призвал их выйти из тени и работать в условиях равной конкуренции. После этой встречи товары первой необходимости подорожали. О чем это говорит? Не пытаются ли они выходить из тени за счет потребителей? То есть выводят деньги из тени, перечисляют в бюджет, но для сохранения содержимого своих карманов поднимают цены на товары.
Человеческая жадность всегда находит обоснование для получения прибыли и сверхприбыли. До сих пор тень составляла 40-80%, и цены продолжали расти. Было сделано заявление, и цены начали расти на основе заявления. Напрашивается вопрос: равноценен ли этот рост цен увеличению бюджета? Ведь у нас, по различным оценкам, тень составляет 40-80%. А значит ли это, что после таких заявлений, через один-два года наш бюджет должен вырасти в два или даже в пять раз – “глаз должен видеть, рука – нащупывать”? Разумеется, этого не будет. Потом начнут объяснять, почему бюджет не увеличился. Оставим это в стороне. Любое заявление, любая ситуация используются для получения сверхприбыли, жадность пока никто не отменял. В условиях олигархической экономики не надо ждать ни улучшения ситуации в стране, ни улучшения социального положения населения.
Нелли БАБАЯН