“Уступать или отдавать должен не Сукиас Аветисян, ну а наши предложения и подавно адресованы не ему” – Наира Зограбян
Четыре невластные парламентские силы – Армянский национальный конгресс, АРФ Дашнакцутюн, “Процветающая Армения” и “Наследие” –опубликовали наконец адресованные действующим властям требования из 12 пунктов. В то же время это новая единая повестка четверки. Пункты не содержат радикальных призывов: организовать бунт, свергнуть президента, требовать отставки премьер-министра или председателя Национального Собрания. Требования касаются обязательной накопительной пенсионной системы, “красных линий”, формы продажи Воротанского каскада ГЭС, задействования завода “Наирит”, развития сельского хозяйства, устранения монополий, предоставления оппозиции контрольных функций, проблемы Нагорного Карабаха. С содержанием требований и комментариями представителей четырех сил можно ознакомиться на сайте www.aravot.am.
Аravot.am поинтересовался у депутата фракции Республиканской партии Армении Сукиаса Аветисяна, воодушевлено ли республиканское большинство тем, что оппозиционеры не выступают с радикальными призывами и не требуют отставок.
— Сказать, что мы были обеспокоены звучащими в свое время с их стороны радикальными призывами или какими-то ультиматумами, будет неправильно. Думаю, они устали говорить в таком тоне. Сейчас они без ультиматумов представили 12 пунктов.
Читайте также
— Ультиматум есть: на выполнение этих требований правительству отведен срок до конца сентября. Осенью предусматривается проведение совместного митинга, на котором будут обобщены результаты выполнения этих требований и определены дальнейшие шаги.
— Для меня это тоже неприемлемо. Вопреки этому РПА всегда выражала готовность к обсуждению в конструктивному поле существующих проблем, которые видит не только оппозиция. Мы лучше изучили и лучше представляем эти проблемы.
— А что Вы можете сказать конкретно о 12 пунктах?
— Есть пункты, над которыми власть уже давно думает, пытается найти пути решения этих проблем. В частности, сельскохозяйственные проблемы. Мы хорошо понимаем, что у нас нет возможности обеспечить быстрое развитие производственных отраслей, развитие строительной сферы требует больших денег и длительных сроков. В сельском хозяйстве необходимо осуществить серьезные вложения и найти правильные решения, создав возможности для развития сельского хозяйства, активизации сел, улучшения социального положения в сельских общинах. Осенью мы попытаемся найти окончательные решения. К вопросу “красных линий” и камер видеонаблюдения однозначного подхода нет. Были проведены обсуждения, мы тоже выразили озабоченность. Сейчас, если не ошибаюсь, министерство юстиции и полиция уже пересматривают максимальные размеры штрафов. Мы тоже признаем, что подавляющая часть прибыли должна перечисляться в госбюджет, а не обогащать юридических лиц за счет госбюджета и наших водителей.
— Есть такие пункты, которые принципиально неприемлемы?
— Для меня принципиально неприемлемо, когда они говорят: исключить в действующей транспортной системе повышение стоимости пассажироперевозок. Я проводил изучения и в областях, и в Ереване. Если мы не увеличим тариф, то завтра-послезавтра организации, осуществляющие пассажироперевозки, встанут перед серьезными проблемами.
— То есть автопарк находится в плохом состоянии и его больше нельзя эксплуатировать?
— В том числе и это. В областях сегодня никто не хочет участвовать в тендерах на пассажироперевозки, потому что нет дорог, количество пассажиров сократилось, то есть прибыльность равна нулю.
— И эту проблему нужно решать за счет бедных крестьян? Пусть государство думает о субсидировании.
— Потому я и говорю, что в таком виде этот пункт неприемлем. Я не принимаю также переход на стопроцентную пропорциональную избирательную систему, о чем говорил неоднократно. И мажоритарная, и пропорциональная системы имеют как преимущества, так и недостатки, которые мы видели на практике. Сегодня для нас нормальной является смешанная избирательная система.
— А с предоставлением оппозиции контрольных функций Вы согласны?
— Об этом тоже много говорилось. Я не исключаю предоставление оппозиции контрольных функций, но оппозиция до сих пор своим поведением не позволяла проявлять к ней доверие. Как председатель временной счетной комиссии НС я хочу спросить: почему они не участвуют в работе комиссии? Это тоже контрольная функция, хоть и небольшая. (Напомним, что с декабря прошлого года, после фальсификации властью результатов голосования по газовым соглашениям, оппозиция бойкотирует работу счетной комиссии. – Н.Г.)
— Этими 12-ю пунктами оппозиция фактически вступает в конструктивное поле, разве это не внушает доверия?
— Если эти пункты основаны на определенных расчетах, то республиканское большинство готово их обсудить в конструктивном поле и по некоторым из них придти к общему знаменателю. Есть пункты, по которым работа уже проводится.
— А те пункты, которые в принципе приемлемы, могут быть реализованы до сентября?
— Волшебной палочки ни у кого нет. Они выдвинули глобальные вопросы: развитие сельского хозяйства, налог с оборота, задействование “Наирита”… Эти вопросы нуждаются в серьезных расчетах.
— А может, у оппозиции есть такие расчеты?
— Если у них есть расчеты и они знают, где взять финансы, то, ради Бога, правительство может даже сказать: передаю “Наирит” вам, платите зарплату, запускайте завод, давайте продукцию, продавайте, в чем вопрос.
— Вы готовы пойти на уступки?
— Я готов. Кто не согласится, чтобы нашлись люди и средства для запуска такого гиганта, как “Наирит”, чтобы тысячи людей стали работать, получать зарплату, чтобы были осуществлены инвестиции. Кстати, многие вопросы касаются конституционных реформ. Мы выступаем и за антимонопольный пакет. Если бы власть не хотела говорить об этой проблеме, то не создала бы комиссию по экономической конкуренции. Одним из краеугольных камней экономики является проведение правильной антимонопольной политики.
Аravot.am поинтересовался у представляющей четверку невластных парламентских сил секретаря фракции “Процветающая Армения” Наиры Зограбян, имеет ли оппозиция экономические расчеты и обоснования для представленных ими пунктов.
— Однозначно есть. Мы не делаем заявление ради заявления. Каждое выдвинутое положение основано на конкретных экономических расчетах. Если у власти возникнут проблемы с этими расчетами, наши экономисты будут готовы представить им четко рассчитанную экономическую справку.
— Депутат-республиканец Сукиас Аветисян сказал, что он не против уступок и считает, что власти не будут против, скажем, доверить оппозиции задействование завода “Наирит”, если у оппозиции будут соответствующие финансы и программа.
— Всю жизнь они руководствовались логикой “уступлю – не уступлю”, “отдам – не отдам”. Уступать или отдавать должен не Сукиас Аветисян, ну а наши предложения и подавно адресованы не ему. Выполнение наших требований мы ожидаем от конкретного адресата.
— Премьера? Президента?
— В заявлении четко сказано.
Нелли ГРИГОРЯН