Председатель гражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян надеется, что Юрий Варданян продолжит эффективную политику бывшего посла Ованнеса Манукяна.
– На днях Серж Саргсян подписал указ о назначении Юрия Варданяна Чрезвычайным и Полномочным послом РА в Грузии. Господин Степанян, как это решение было воспринято в армянской общине Грузии, учитывая то жизненное значение, которое имеет соседняя Грузия для Армении?
– Каждый из послов Армении выделялся своими качествами. В частности, бывший посол Армении в Грузии имел свое четкое видение развития армяно-грузинских отношений и свои представления в вопросе развития армянской общины. Конечно, и сейчас есть надежды, связанные с новым послом, ожидания, что будет продолжена эффективная политика бывшего посла.
Читайте также
О новом после РА в Грузии мы пока что знаем немногое, только знаем, что он деятель, имеющий определенное влияние, а также имеет контакты с Грузией, что важно в плане решения разных вопросов. Как политического деятеля его, конечно, не знают, потому что должность министра спорта и по вопросам молодежи не давала возможность узнать его как политика. Время покажет. Сейчас довольно сложно давать оценку по поводу назначения нового посла. Безусловно, многое будет зависеть от того, как проявит себя новый посол, и какой персонал работает в посольстве, а там работают в основном люди, которые являясь гражданами Грузии, довольно политизированы и работают в посольстве давно, а также граждане РА, имеющие дипломатические ранги и серьезные представления и обеспечат осуществление необходимой политики. Я бы воздержался от прогнозов относительно деятельности нового посла, потому что мы его знаем плохо.
– Сегодня Грузия подпишет с ЕС Соглашение об ассоциации. Несколько дней назад в Грузии с официальным визитом находился президент РА Серж Саргсян, который отметил, что уверен, что Грузия, подписав 27 июня Соглашение об ассоциации и став составной частью Договора о свободной торговле, создает возможность для армянских предпринимателей осуществлять в Грузии инвестиции, а после членства Армении в Таможенном союзе открывается перспектива для тех грузинских предпринимателей –совершать инвестиции в Армении, которые имеют или могут иметь рынок в РФ или других странах Таможенного союза. Видите ли Вы такие возможности?
– Я полностью согласен с президентом в том плане, что армянские предприниматели будут активно инвестировать в Грузию, это происходит и сейчас. А осуществят ли грузинские бизнесмены инвестиции в Армении, в этом я не так уж уверен, потому что, если сравнивать, то возможностей для армянского бизнеса в Грузии больше, чем для грузинского – в Армении, по нескольким причинам. Европейский рынок более интересен и для армянских, и для грузинских бизнесменов, в нем есть большие возможности, которыми пока не воспользовались, тогда как также известны возможности и состояние российского рынка, его нестабильность, его негативные стороны. Думаю, те грузинские бизнесмены, которые хотели бы работать на российском рынке, имеют возможность осуществлять крупный бизнес напрямую с РФ и параллельно – в Грузии. По этой причине осуществление через Армению может быть будет возможно в случае со средним и малым бизнесом, то есть, для тех, кто не может напрямую работать с Россией. Повторю еще раз, думаю, что активней будет действовать армянский бизнес на грузинском рынке, чем грузинский – на армянском.
– Серж Саргсян в интервью грузинской телекомпании «Рустави-2» отметил, что Армения желает восстановления прямого железнодорожного сообщения между Россией и Грузией через территорию Абхазии, хотя серьезных разговоров на эту тему нет. Недавно президент компании «Российские железные дороги» Владимир Якунин в Ереване отметил, что они будут рассматривать вопрос открытия железнодорожного сообщения с Арменией через Грузию и Абхазию. Несколько дней назад лидер парламентского большинства Грузии Георгий Вольский сообщил, что на заседании Совета безопасности Грузии будет обсуждаться вопрос восстановления железнодорожного сообщения между Россией и Грузией через Абхазию. На том ли этапе находятся российско-грузинские отношения, чтобы стало возможным достигнуть решения проблемы в вопросе задействования абхазской железной дороги?
– Думаю, что достигнуть решения этой проблемы в короткие сроки нереально. Разговоры о возобновлении работы абхазской железной дороги идут давно и довольно интенсивно. Политическая ситуация в Абхазии и Грузии, как и в России и в регионе, не такова, чтобы способствовать достижению согласия вокруг этой проблемы. Возможно, когда будут уточнены геополитические приоритеты, то есть, сегодня, когда Грузия подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, а Армения станет членом Таможенного союза, после этого уже будут созданы предпосылки для более четкого рассмотрения этого вопроса. То есть, все будет зависеть от новых сигналов в регионе, хотя нельзя также исключить и того, что новые сигналы могут привести вообще к замораживанию этого вопроса. Тем не менее, в условиях новых политических реалий изменения позиций в этом вопросе исключать нельзя.
– Во время выборов органов местного самоуправления в Тбилиси в списках партий «Грузинская мечта» и «Национальное движение» имен армянских кандидатов не было. В чем причина, что в Тбилиси не было желания включить состав Городского совета депутата с армянской фамилией?
– Здесь есть несколько причин. Прежде всего, правящая коалиция соперничает не только с оппозиционными партиями, но и внутри – между собой. Борьба за так называемые проходные места в списках довольно большая. Каждая партия в коалиции смогла обеспечить проходные места только для несколько кандидатов, которые являлись влиятельными кандидатами в своих партиях, среди них нет влиятельных партийных деятелей-армян, то есть, армяне не занимаются управлением политических субъектов и тем более – государственным управлением. Следовательно, это обстоятельство отражается и на выборном процессе. Почему армяне вообще не включены в список коалиции… Думаю, что этот вопрос не имеет большого значения, потому что если бы они располагались на 38-м месте, то есть, на непроходном месте, нет разницы – было бы там армянское имя или нет. То есть, это имело бы только моральное значение, что партия толерантно относится к национальным меньшинствам, так как включила армянскую фамилию, но не более того, а это не совсем справедливый подход.
Такой подход применяла ранее правящая партия, а сейчас «Грузинская мечта» показывает то, что есть – армян нет, поскольку там считают, что в списке не должно быть армян. Это более искренний подход. Это обстоятельство, в плане участия армян в политической жизни, надо учесть и подготовиться к следующим выборам. Та же ситуация и в оппозиционных партиях: в списках на проходных местах армян нет, в списке партии «Национальное движение» – также, и вероятно, по той же причине, что нет активных армян, которые могли бы оказаться на проходных местах. В списках других партий имена армян были, но не на проходных местах, например, в партии Нино Бурджанадзе был кандидат-армянин, выдвинутый по мажоритарной системе, но и в этом случае было ясно, что шансы на победу у него низкие.
Эмма ГАБРИЕЛЯН