Лента новостей
Новости дня

Легче всего спросить: а куда смотрит министерство культуры?

08 июля,2014 10:03

Министр культуры РА Асмик Погосян о горячих темах

Aravot.am попросил министра культуры РА Асмик Погосян прокомментировать процессы вокруг клуба Африкянов и в целом  последних памятников старого Еревана. Министр отметила, что понимает тревогу  общества: “Программа “Старый Ереван”, которая предусматривать собрать в конкретном месте ядро старого города, до сих пор не реализована, поэтому людей  встревоженыпокоены: какая гарантия, что после демонтажа клуб Африкянов когда-нибудь будет восстановлен? “Начиная с 2000 года осуществлялись активные градостроительные программы. А в Ереване имелись многочисленные проблемы: центр столицы был загружен полуразрушенными, не представлявшими культурной ценности строениями. То есть было очевидно, что нужны новые градостроительные подходы. Замечу, что для Еревана это не новость – Таманян тоже пытался построить новый город за счет старого,  и в свое время у него тоже были серьезные оппоненты. Были приняты решения, идеология которых сводилась к следующему: в центре Еревана необходимо зафиксировать активные градостроительные участки. А это значило, что все здания, которые в соответствии с подходами того времени считались памятниками, нужно было попытаться собрать в одноме месте и тем самым создать целый квартал. С этой целью в 2004 году было принято решение, приспособленное к новому плану Еревана. Тогда проект “Старый Ереван” ни у кого не вызывал тревоги, потому что в случае его реализации памятники бы выиграли”,- отметила г-жа Погосян.

По объективным и субъективным причинам проект “Старый Ереван” до сих пор не реализован, продолжила министр. И именно в связи с этой проблемой возникли вопросы. Люди хотят получить ответ на следующий вопрос: если другие памятники до сих пор не смонтированы, где гарантия, что будут смонтированы остальные? “В качестве ответа на этот вопрос хочу сказать, что проект “Старый Ереван” никто не отменял. Наша сегодняшняя задача – приступить к его реализации. Пока мы начнем осуществлять этот проект, все мы будем волноваться. И пусть никому не кажется, что министерство культуры относится ко всему этому очень спокойно… Мы уже подготовили проект решения, в соответствии с которым на те здания, которые все еще остаются в списке подлежащих переносу памятников, должно быть наложено вето. Правительство не будет поощрять процесс их переноса до тех пор, пока не решится вопрос монтажа уже демонтированных зданий…”

Асмик Погосян привела примеры успешного осуществления таких проектов: “Подобные проекты осуществлены в Болгарии – в Варне и Пловдиве, в маленьких городах Франции. В Париже над историческими зданиями были сделаны надстройки. Или возьмем зону Лувра, где была построена современная пирамида. Общество во все времена не признает таких подходов. Хотя ничто не может оправдать потерю памятника. В Армении при осуществлении всех проектов застройки превалирующими должны быть интересы памятников. Нельзя начинать программу застройки, а потом фиксировать, что памятник мешает ее реализации. С другой стороны город должен развиваться, этого нельзя избежать. Именно такая ситуация возникла вокруг дома Африкянов. Здание оказалось в активной градостроительной зоне. Непосредственно напротив этого дома находится новостройка, которая перекрыла половину дороги, и нахождение здесь памятника оказалось просто непонятно. Улицу Теряна пытаются открыть, но машины, пешеходы будут постоянно упираться в это здание. И если даже мы попытаемся перенести памятник на четыре метра, он не будет смотреться среди многоэтажных новостроек”,- сказала Асмик Погосян, еще разв отметив, что превалирующими должны быть интересы памятника.

В ходе нашей беседы речь зашла и о проведении корпоративных мероприятий на территории храмов Звартноц и Гарни, что вызвало большой шум в обществе. “Конкретно в этом случае есть вина соответствующей организации министерства культуры, которая не проконтролировала выполнение пунктов договора, и на территории памятника была собрана легкая конструкция. Хотя памятнику не был причинен ущерб,  тем не менее такая ситуация не должна была возникнуть. Соответствующий работник всегда может быть наказан, хотя могут сказать, что в центре произошедшего была министр культуры. У нас 80 ГНКО, и именно они, а не министр культуры, каждый день вступают в контакт с людьми, заключают договоры. Здесь прежде  всего стоит вопрос ответственности субъекта и соответствующего государственного органа… Вообще наблюдается следующая отрицательная тенденция: у людей есть желание спекулировать памятниками, причинять им ущерб, нарушать режим сохранения памятника, а потом искать причины этих явлений. Одно бесспорно: кто бы ни был, он должен проявить к памятнику уважительное отношение. Я вовсе не хочу снимать ответственность с министерства, но не могу также не заметить, что никто не помнит о том, что музеи-заповедники, исходя из интересов общества, работают каждый день, без выходных. Никто не учитывает, что сегодня наше государство не в состоянии выделять большие суммы на сохранение памятников. С одной стороны мы постоянно высказываем критику в связи с тем, что наши памятники находятся в плохом состоянии, а с другой стороны когда предпринимается попытка использовать памятники для получения денег на их же сохранение, категорически выступаем против. А ведь во всем мире памятники используются в этих целях. Просто все мы должны иметь чувство ответственности и при использовании памятника знать меру. Мы не можем контролировать все памятники, у нас нет таких человеческих ресурсов, и мы не можем ставить у каждого памятника по сторожу, чтобы не бросали мусор, не рисовали на стенах. А завтра те, кто рисовал, будут спрашивать: куда смотрит министерство культуры? Легче всего спросить: а куда смотрит министерство культуры? Я, например, уверена, что рядом с теми, кто рисует нак стенах здания оперного театра, могут стоять по пять человек, но никто не схватит их за руку. В таком случае я тоже могу задать вопрос: а куда смотрить общество?” – отметила министр.

Г-жа Погосян сообщила, что на днях принимала проживающего в Канаде известного скульптора Арто Чакмакчяна и обсудила с ним вопросы доставки в Ереван его скульптур и организации на родине постоянной выставки художника. В ближайшее время вопросы установки в Ереване одной из скульптур мастера и открытии его выставочного зала Асмик Погосян обсудит также с мэром столицы. Наша собеседница коснулась и темы памятника Микояну. “В будущем году мы будем отмечать 100-летие Геноцида. Необходимо четко осмыслить, как мы прожили эти сто лет, чтобы повысить наше сегодняшнее самосознание и сегодняшнюю самооценку. Мы не должны дискредитировать государственных деятелей. Пусть историки попытаются разобраться, что сделал этот государственный деятель в период репрессий. В конце концов именно благодаря им в советские годы Армения добилась подъема. Возьмем хотя бы сферу архитектуры. Ведь руководители Советского Союза не говорили: давайте построим здание правительства или здание академии так, чтобы архитектура этих зданий и орнаменты на них были подчеркнуто армянскими. Все это было достигнуто усилиями армянских государственных деятелей”.

В отличие от других министров Асмик Погосян не активна в Фейсбуке. Говорит, что не может постоянно откликаться в социальных сетях на предложения людей, на выражение ими тревог, сигналы, при этом не может поручить отвечать на эти записи кому-то другому. Объем ворпросов, касающихся сферы культуры, настолько велик, что министру просто не хватает времени. Асмик Погосян заверила, что ни один вопрос, адресованный минкульту, не остается без ответа. При этом она не против, когда со стороны подсказывают, какие проблемы существуют, или выдвигают конструктивные предложения.

Г-жа Погосян также отметила, что часто вынуждена осуществлять программы, которые позволяют решать социальные проблемы деятелей искусств. В своей министерской карьере Асмик Погосян руководствуется советом своего отца – историка, председателя Комитета по гостелерадиовещанию, светлой памяти Степана Погосяна. “Он говорил: выслушивай всех, но опирайся на свою внутреннюю убежденность, на свой внутренний голос. Он также отмечал, что самой большой опасностью для руководителя является внутренняя раздвоенность. И советовал: будь в гармонии с собой”.

По словам министра, занимающей высокий пост женщине приходится труднее, чем мужчине, ей не всегда удается приходить домой, избавившись от груза рабочих проблем: “Пытаешься скрыть от семьи свои тревоги, свое настроение, но добиться этого полностью не получается. Семья и без того лишена общения с тобой, и когда в выходные дни или в вечерние часы ты находишься в кругу семьи, нельзя передавать ей отрицательные эмоции. В семье женщина должна выполнять определенные функции. Дома от нее ждут другого: готовить обед, интересоваться детьми, закупать продукты… Одним словом, трудно”.

Несмотря на большую занятость, министр культуры находит время и для чтения: “Недавно вновь перечитала Гурджиева, Берберову, Довлатова… По просьбе одного из моих друзей хотела найти отрывок, в котором Довлатов говорит о своих армянских корнях… Думаю, Довлатова надо вернуть армянам. Мы поставили лишь один спектакль по Довлатову, между тем стоит организовать целый фестиваль”.

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Июль 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031