В рамках цикла передач «Лицом к лицу» онлайн-газеты «Аравот» тему обсуждают заместитель председателя партии «Свободные демократы» Ануш Седракян и политолог Александр Искандарян.
Арам Абрамян: – Можем ли мы вступить в Таможенный союз, но не войти в Евразийский, или же наоборот?
Александр Искандарян: – Теоретически возможно второе, а первое – навряд ли. Вообще ЕврАзЭС – это продолжение Таможенного союза, Евразийский, можно сказать, новое название Таможенного союза.
А.А.: – 29 мая в Астане президент Серж Саргсян выразил желание, чтобы мы стали членами Евразийского экономического союза через две недели, Путин сказал, что через 2 недели не получится, это произойдет 1 июля. Затем премьер-министр Овик Абрамян сказал, что это будет после 4 июля, после чего Путин, встретившись с российскими дипломатами, сказал, что это случится в ближайшее время. Затем министр ИД Казахстана сказал, что это произойдет в октябре. Почему откладываются сроки?
Читайте также
Ануш Седракян: – Я бы не сказала, что меня очень огорчает затягивание этих сроков. Мне кажется, что чем больше это будет откладываться, тем лучше для Армении.
А.А.: – Почему Вас радует отсрочка?
А.С.: – Меня это радует, так как я считаю, что в таких обстоятельствах у нас появляется шанс – в определенном плане сохранить статус-кво и смягчить ту опасность, которая существует для суверенитета нашего государства. Все знают, что политика России, в частности, ЕврАзЭС создан, якобы, в качестве противовеса Евросоюзу, просто Путин, создав в данных обстоятельствах этот противовес, переоценил свой военный ресурс и недооценил общий мировой тренд XXI века – экономику. Очевидно, что экономические бонусы и экономические рычаги находятся не в его руках. Для сравнения приведу простой пример: Россия забрала Крым, и этот аншлюс прошел на фоне вспышки патриотизма и повышения рейтинга Путина. Однако те международные торговые организации, которые заняты регулированием морской торговли, в данный момент заявили, что приостанавливают страхование всех грузовых судов, которые в торговых целях доставляют товары из Европы и других мест в Крым, и оставляют это на собственное усмотрение владельцев грузов, то есть, ты заходишь в порт Крыма и уже сам несешь ответственность за то, что произойдет с твоим товаром. Таким образом, Крым остался под прямой донорской помощью России.
Что касается отсрочки формирования Евразийского союза, то в Беларуси и Казахстане проявляют серьезное беспокойство по поводу того, что в случае членства в этом союзе 90 процентов таможенных «сборов» уйдут в Россию. И второе, мне кажется, что Армения нужна России как пример, чтобы решился запутанный украинский вопрос, то есть – посмотрите, сколько людей присоединяется к нам.
А.И.: – Крым здесь не имеет никакой связи, Армения – не Крым. В России, за исключением 8 регионов, все остальные считаются дотационными. И Крым, конечно, станет дотационным, это не связано с международным признанием Крыма. Что касается отсрочки членства Армении в Евразийском союзе, то я бы отметил три причины. Первая – техническая. Это определенная работа, есть большое количество документов, которые члены Таможенного союза готовили на протяжении лет. Вторая – согласование: между всеми сторонами должны быть согласованы тысячи пунктов. Третья причина отсрочки в том, что внутри самого Таможенного союза есть много серьезных разногласий. Думать, что все с распростертыми объятиями ждут Армению и разногласий по нашему поводу не будет – глупость. Сама Армения является одной из причин этих самых разногласий. Это процесс, и для этого нужно время.
Подготовил Арам АБРАМЯН
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества — Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества — Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества — Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.