В рубрике передач “Лицом к лицу” в эфире электронной версии газеты “Аравот” тему обсуждают депутат Национального собрания Теван Погосян и директор центра Европейских исследований Ереванского государственного университета Артур Газинян.
Арам Абраамян: — 23 года назад 2-го сентября была провозглашена независимость Арцаха, но до сих пор идут споры о том, являлся ли проект “НКР” оптимальным, или было бы правильнее предварить в жизнь принятое в 1990 году решение Верховного совета о воссоединении.
Теван Погосян: — Если есть некое решение, вокруг которого был проведен референдум, и народ проголосовал за это решение, то стало быть это решение является самым верным. Давайте не забывать, что второго сентября независимость была провозглашена, но вместе с тем у нас был референдум 10-го декабря, в результате которого 99 процентов населения НКР проголосовало за независимость – значит мы сами должны уважать это решение, поскольку сами всегда говорим, что являемся сторонниками демократии. Тактическое решение было принято в 91-ом году, нам следует понимать, что когда Азербайджан провозгласил о своей независимости, то власти НКР воспользовались правом, которое тогда еще им предоставлялось советской конституцией, и это решение в тот момент было, наверное, самым верным. Ну, а после уже уважая мнение народа, пытаться действительно руководствоваться этим решением и продвигаться вперед.
А. А.- В 1990 году – решение Верховного совета и декларация – в 1991 году, а затем референдум – что правильнее?
Читайте также
Артур Газинян: — В этом смысле я соглашусь: проявлением демократии, естественно, является решение, принятое посредством референдума. Референдум следует считать исключительным средством и инструментом для выражения воли народа. Следует учитывать также и морально психологический аспект вопроса, ведь априори борьба велась во имя присоединения НКР к РА. Движение началось с этой целью, мы помним его девиз: присоединение. Люди в Карабахе и Армении вышли на улицы и требовали от советских властей, чтобы две эти армянские территории соединились. Но с другой стороны, если мы попытаемся понять, что Советский Союз уже разваливался, и уже начинался процесс признания государств, то становится ясно, что вопрос вышел за пределы правовых норм Советского Союза и достиг пределов международного права. Пожалуй, здесь было бы уже проще реализовывать принцип самоопределения народов, чем видоизменять внутри уже начерченные границы, пытаться добиться воссоединения этих двух субъектов. Следовательно, решение было принято и в стратегическом плане: реализовать международный принцип самоопределения народов.
А. А.- Мы этот принцип реализовали?
Т. П. – На сегодняшний день – реализовали, поскольку нам следует понимать, что признание происходит также изо дня в день, может и не со стороны государств. Сегодня у нас есть признание со стороны пяти разных штатов США, есть признание со стороны различных автономий, обращение разных международных организаций к вопросам независимости НКР… шаг за шагом мы будем продвигаться к решениям. Уже все начинают относиться к Карабаху как к единой, отдельной единице.
А. А.- Калифорния признала, несколько штатов США признали, некоторые международные организации признали де-факто, а Армения не признает – почему?
А. Г.- Признание Карабаха со стороны Армении будет означать завершение всякого рода переговоров, это будет означать, что мы выйдем из всех переговорных процессов, это будет означать – отвергнуть Минскую группу. Международное сообщество приняло решение вести переговоры для окончательного мирного урегулирования конфликта. Следовательно, сохраняя верность достигнутым договоренностям, Армения не считает целесообразным признавать независимость Карабаха, поскольку сам предмет переговоров является реализацией принципа самоопределения народа Карабаха.
Обсуждение полностью
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.