Собеседник «Аравот» — экс-посол Финландии в РА, Грузии и Азербайджане, в настоящее время – генеральный директор департамента МИД Финляндии по работе с Россией, Восточной Европой и Центральной Азией Терхи Хакала.
— Госпожа Хакала, 3-го ноября в Хельсинки Давид Шахназарян и Эльдар Намазов приняли совместную декларацию по нагорно-карабахскому конфликту, которую поддержали представители гражданского общества Армении и Азербайджана. Авторы декларации обратились к руководствам стран-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, а также ко всем государствам с настойчивым призывом прекратить поставку всех видов наступательных вооружений в регион нагорно-карабахского конфликта. Они обратились к политическим руководствам сторон, несмотря на различные толкования отдельных положений принципов урегулирования и наличия разногласий по целому ряду вопросов, безотлагательно приступить к разработке Мирного Соглашения нагорно-карабахского урегулирования на основе инициативы сопредседателя Минской Группы ОБСЕ посла Джеймса Уорлика от 07 мая 2014г и Заявления сопредседателей Минской Группы ОБСЕ от 12 мая 2014 г. Видит ли Ваша страна возможности для способствования урегулированию нагорно-карабахского конфликта?
— Прежде всего я должна отметить, что еще с 90-х годов мы являемся частью минского процесса. После нашего сопредседательствования в Минской группе ОБСЕ в середине 90-х мы поддерживаем минский процесс и хотим поддерживать этот процесс, и именно по этой причине мы пригласили представителей гражданского общества Армении и Азербайджана в Хельсинки, а затем – в Марианхамину (город на Аландских островах), ибо видим, что они хотят поддержать Минскую группу ОБСЕ в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Думаю, что гражданское общество, вообще, играет важную роль в процессе урегулирования конфликта. Конечно, в конечном итоге решения в процессе урегулирования принимают власти, но, тем не менее, стороной, поддерживающей эти решения является гражданское общество. Без поддержки гражданского общества невозможно достичь масштабного и длительного решения. Я рада, что в Хельсинки армяне и азербайджанцы достигли согласия, приветствую каждый шаг гражданского общества, который направлен на поиск путей в процессе урегулирования.
— Несмотря на то что Армения вступает в Евразийский Союз, европейские чиновники уверяют, что ЕС стремится установить более тесные связи с Арменией. Власти РА также уверяют, что они готовы к более глубоким отношениям с ЕС. Насколько возможно эффективное сотрудничество Армения-ЕС при вступлении Армении в Евразийский Союз?
Читайте также
— Прежде всего, я хотела бы подчеркнуть, что правительство вашей страны приняло решение о политическом курсе и подписало соглашение о членстве в Евразийском Союзе, и мы уважаем это решение. Это решение руководства вашей суверенной страны. Конечно, с этим решением необходимо скорректировать, согласовать те документы, которые должны были быть приняты с ЕС. Но я полагаю, что ваша страна, несомненно, и впредь должна сотрудничать с ЕС и европейскими странами. Я не вижу никаких проблем. Конечно, характер этого сотрудничества изменится, поскольку соглашения об Ассоциации с ЕС и о свободной торговле фактически предполагали сотрудничество другого уровня. Членство в Евразийском Союзе не исключает сотрудничества с ЕС. Если Армения станет частью Таможенного союза, то это автоматически исключит свободную торговлю с ЕС. Но ЕС готов развивать отношения в рамках политики Восточного партнёрства со странами-участниками, и мы приветствуем это сотрудничество и связи с Арменией, в той степени, в которой Армения желает развивать отношения с ЕС.
— А осталось ли доверие у европейцев к властям нашей страны, учитывая тот факт, что после переговоров, длящихся три с половиной года, власти Армении решили не подписывать соглашение об Ассоциации с ЕС?
— Почему нет? Как я уже отметила, это решение каждого суверенного государства – соглашения, которые оно подписывает. Суверенные государства также имеют право изменить свою позицию. Евросоюз давно сотрудничает с Арменией в рамках политики Партнёрства, так что мы будем продолжать сотрудничество и развивать отношения.
— Госпожа Хакала, как Вы объясните действия России на постсоветском пространстве? Напряжённость между Россией и Украиной, которая переросла в небывалое противостояние между Западом и Россией, свидетельствует о том, что президент России пытается любой ценой сохранить влияние в регионе.
— Однозначно, мы не принимаем то, что происходит в Украине. Крымская аннексия была шагом против международного сообщества, против международного права, который мы осуждаем. Поэтому мы применяем санкции против России. Мы надеемся, однако, что из этой ситуации есть выход, что соглашения об установлении мира будут соблюдаться. Это, конечно, будет долгой дорогой, по которому надо будет пройти, мы, как соседствующая страна, надеемся, что будет возможно достичь соглашения и выйти из этой ситуации. Для этого мы все должны работать, чтобы обеспечить стабильность в Украине. Поэтому, возвращаясь к встрече в Хельсинки с представителями армянского и азербайджанского гражданского общества, и к принятой ими декларации, я должна сказать, что это было важным событием, в том смысле, что эти деятели стремятся сообща найти выход по направлению к урегулированию Карабахского конфликта.